Много не мало: Самолёты с большим количеством моторов

Конечно, к самолётам предъявляют много требований, среди которых есть и скорость, и манёвренность, но в целом ряде случаев самыми главными становятся не они. Главное, чтобы самолёт летал на максимально возможные расстояния и мог при этом взять на борт как можно больший груз. Самым же простым способом этого добиться является не создание совершенно нового двигателя, а установка большего количества моторов. И таких воздушных судов за всю историю авиастроения было немало.

Boeing B-52 Stratofortress, США, 1952 год

Основной задачей этого стратегического бомбардировщика с восьмью двигателями была доставка ядерного оружия к любой точке Советского Союза, основного врага США в те годы. Поэтому его радиус действия впечатляет до сих пор: без дозаправки самолёт с максимальным весом 229 тонн во время испытаний смог пролететь немногим больше 20 тысяч километров. В 1956 году он совершил беспосадочный полёт через Северный полюс протяжённостью 27 тысяч километров, а кругосветный перелёт длиной около 40 тысяч километров завершил чуть более чем за 45 часов.

Бомбардировщики B-52 несли круглосуточное дежурство с ядерным оружием на борту до самого распада Советского Союза. В основном же его использовали в различных конфликтах для коврового бомбометания, например, во Вьетнаме, Афганистане или в Сирии. Последние самолёты были выпущены в 1962 году, но они периодически переоснащались, если того требовали текущие задачи. Всего было выпущено 744 B-52, а в «живых» осталось около 60. Вероятно, эксплуатироваться они будут до полной выработки ресурса, а это примерно до 2040 года.

Convair B-36, США, 1946 год

Изначально он предназначался для ковровых бомбардировок Германии и обладал только шестью винтовыми двигателями, это уже потом его начали использовать для транспортировки ядерного оружия. Во многом этот стратегический бомбардировщик стал первым: он обладал огромным размахом крыла величиной в 70 метров, рассчитанным на 32,5 тонны боеприпасов 20-метровым бомбовым отсеком, а также возможностью пересечь океан и долететь до другого континента. Именно этот самолёт стал тем самым пугалом, после появления которого военные и политики осознали, что ядерное оружие может упасть и перед их домом.

На бомбардировщики B-36D, выпускавшиеся в 1949 году, как и на все последующие модели, дополнительно устанавливались четыре турбореактивных двигателя. Их монтировали в двух гондолах, располагавшихся ближе к концу крыльев. Благодаря двигателям General Electric B-36 получил ещё около 11 тонн тяги. Выпускался межконтинентальный бомбардировщик до 1954 года включительно и занял полагающееся ему место в истории, хоть и заставил несколько раз американское командование сильно понервничать. Например, одна из аварий случилась во время перевозки термоядерной бомбы на авиабазу в Нью-Мексико в 1957 году: та просто вывалилась из самолёта. По счастью, сдетонировала только обычная взрывчатка, оставив воронку глубиной почти 4 метра. Бомба упала в пяти сотнях метров от склада с ядерным оружием.

Ме.323 Gigant, Германия, 1942 год

Долгое время самой концепции тяжелого военного транспортного самолёта не существовало, поскольку имеющаяся в распоряжении техника была явно не способна поднять что-то тяжёлое и массивное. Ей предстояло появиться во время Второй мировой войны, когда германское военное командование стало задумываться о быстрой переброске войск и техники. Так появился огромный аэроплан Me.323 Gigant. Его построили на основе стального трубчатого каркаса, закрепив на нём деревянные конструкции и обтянув тканевой обшивкой. Впоследствии от идеи отказались, планер усилили и установили на него шесть винтовых двигателей общей мощностью 1140 лошадиных сил.

В результате многочисленных модификаций самолёт обзавёлся фанерной обшивкой, вооружением и объёмными топливными баками. Грузовой транспорт весом немногим более 28 тонн мог доставить 10-тонный полезный груз на расстояние 1000 километров. Транспортные самолёты Me.323 сыграли большую роль во Второй мировой войне, доставляя военную технику и боеприпасы за короткий срок и на большие расстояния.

АНТ-20 «Максим Горький», СССР, 1934 год

Когда в СССР осознали, насколько авиация может быть полезной, это направление развития стало приоритетным. Один из созданных в то время самолётов, АНТ-20, вообще возник совершенно случайно. Его появление приурочили к юбилею литературного творчества Максима Горького, поскольку названный в честь писателя огромный самолёт показался кому-то хорошим подарком. Построили его на основе тяжёлого бомбардировщика ТБ-4, снабдив его восьмью моторами общей мощностью 7200 лошадиных сил. Самолёт должен был при необходимости возить пассажиров, служить командным пунктом, выполнять агитационную работу или наделялся функциями бомбардировщика. На работы по разработке и выпуску отводилось всего 14 месяцев.

В середине лета 1934 года состоялись первые лётные испытания АНТ-20. Он показал настолько хорошие результаты, что через три дня уже участвовал в параде. Размах его крыльев составлял 63 мера, а лётная масса – 42 тонны. Он установил мировые рекорды по грузоподъёмности, поднявшись до высоты 5000 метров с грузом 10 и 15 тонн. В свой последний полёт АНТ-20 отправился в 1935 году, 18 мая во время парада. С ним столкнулся один из двух лёгких самолётов сопровождения, обе машины упали. Находившиеся на АНТ-20 12 членов экипажа и 33 пассажира погибли, пилот лёгкого самолёта тоже не выжил.

На самолётах часто устанавливают впечатляющие рекорды. Один из пилотов на одноместном винтовом самолёте в Турции пролетел через два тоннеля.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓