Крушение из прошлого: Вертолёт Ми-6 уже 40 лет украшает лесотундру

Вертолёт – универсальное транспортное средство, ставшее популярным благодаря вертикальному взлёту и посадке. Им нашли отличное применение в труднопроходимой местности, где обычный транспорт использовать невозможно. Аварии здесь тоже не редкость, причина же им – неисправности техники, жесткие условия работы или же просто человеческая небрежность как в случае с вертолётом Ми-6, произошедшем в 1981 году в Тюменской области.

Транспортные проблемы

Тайга – не самое лучшее место для любых транспортных средств. Бурелом, заболоченная местность, реки и прочие препятствия порой делают дорогу невозможной даже для вездехода. Добраться до отдалённых посёлков или мест работы без вертолёта сложно или же вовсе не представляется возможным. Поэтому вертолёт здесь – крайне востребованный и практически незаменимый вид техники.

Тем не менее вертолёты, как и любая другая техника, требуют определённого ухода и обслуживания. Любая вынужденная посадка или же авария в каком-нибудь медвежьем углу чреваты тяжёлыми последствиями. Это и заставило разрабатывать строгие регламенты на обслуживание техники. Последствия отказа следования разработанным инструкциям смог ощутить на себе экипаж вертолёта Ми-6, выполнявшего рутинные рейсы по доставке грузов для нефтеразведывательной экспедиции.

Борт номер СССР-21899

Вертолёт Ми-6 изначально создавался для транспортировки мобильных ракетных комплексов. Гражданский вариант также нашёл широкое применение в грузопассажирских перевозках. С дальностью действия 1000 километров и с грузоподъёмностью до 12 тонн он стал идеальным транспортным средством, в том числе и для обслуживания экспедиций в труднодоступных районах.

Вертолёт с бортовым номером СССР-21899 принадлежал Тюменскому ОАО и выполнял рейсы к нефтеразведывательной экспедиции, доставляя людей и грузы. 8 августа 1981 года экипаж 255-го лётного отряда совершил посадку в районе Тарко-Сале на подбазе Харампур для дозаправки.

Процесс заправки вертолёта регламентирован, и целый ряд операций, проводимых в процессе, должен быть согласован с экипажем во избежание технических накладок. Как показало потом расследование, технический персонал не уведомил экипаж о проведённой опрессовке ёмкости в вертолёте. В её процессе в ёмкость была закачана под давлением вода, о чём бортмеханик, конечно же, не знал.

Проблема была в трубопроводе, которым эта ёмкость соединялась с топливным баком. Хоть между ними и стоит затвор, но его герметичности не хватает, чтобы предотвратить протечку воды. По регламенту бортмеханик должен был слить часть топлива, чтобы не дать воде попасть в двигатель. Это сделано не было и привело впоследствии к аварии.

По бурелому за вертолётом

Через пять минут после взлёта попавшая в топливопровод вода стала причиной отказа обоих двигателей на высоте 150 метров. К счастью, пилотам удалось совершить аварийную посадку в 60 километрах от Тарко-Сале, в заболоченной зоне лесотундры.

К счастью, экипаж не пострадал, но вертолёт получил серьёзные повреждения. Для тяжёлого вертолёта падение в такой местности равнозначно списанию в утиль. Может быть, его смогли бы вытащить и отремонтировать, но на практике гораздо проще и менее затратно оказалось оставить его на месте аварии. Расстояние в 60 километров в более цивилизованной местности преодолеть легко, но совсем другое дело – заболоченная лесотундра. Её даже преодолеть будет проблемой, а уж вывезти аварийный вертолёт – настоящее испытание. Спасательная операция с вертолётом просто не окупится.

Вертолёт Ми-6 так и остался на месте крушения. После многочисленных визитов проверяющих о нём просто забыли, но не все. Неизвестно, кто это был, то ли местное командование, то ли местные энтузиасты и охотники, но вертолёт за прошедшее время частично демонтировали. С него сняли хвостовую балку, двигатели, топливные баки и створки. Один из двигателей так и остался рядом, его не забрали, вероятно, из-за полученных сильных повреждений. В таких случаях оставленные вертолёты потом используются экипажами в качестве ориентиров.

Вертолёты снабжаются новейшими технологиями и приобретают новые функции. К самым современным отечественным разработкам можно отнести вертолёт Aurus, который принадлежит одноимённой линейке.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓