Чаще всего неожиданные и весьма эксцентричные идеи приходят во время кризиса, когда практически любое решение кажется обоснованным, если оно может принести даже теоретическую пользу. Так, во время Второй мировой войны Великобритания внезапно решила начать разработку полноценного авианосца изо льда.
Военные реалии
Война – чрезвычайно дорогое удовольствие. Она стоит баснословных денег, и ни одна страна не сможет выиграть, если не будет готова бросить в её горнило суммы, которые даже представить себе сложно. Причём касается это не только денег, но и всевозможных ресурсов, они тоже требуются в неимоверных количествах, и металл – один из самых важных. Он нужен для постройки военной техники, изготовления оружия, боеприпасов и всевозможной амуниции. Острый дефицит стали возник в Великобритании во время Второй мировой войны.
В частности, сталь и прочие металлы нужны были для постройки военных судов, но взять их было неоткуда. Дошло до того, что некоторые специалисты начали искать альтернативные материалы, которые смогли бы заменить общепринятые железо, медь и алюминий. Вот тогда и вспомнили о существовании весьма необычного проекта, предложенного ещё в начале войны. Правда, его в то время попросту проигнорировали и всерьёз никто не воспринял, поскольку он был совершенно диким. Он предполагал постройку боевого корабля из самого распространённого материала на земле, изо льда.
Ледяной корабль
В одном автор столь необычной идеи был прав: вода после замерзания образует крепкую кристаллическую структуру. На севере, к примеру, ледяные переправы используются очень широко, они легко выдерживают легковой и даже грузовой транспорт, если, конечно, под колёсами имеется большой слой льда. Британские конструкторы пришли к выводу: массивная ледяная глыба будет достаточно прочной, чтобы разместить на ней многочисленное оборудование и даже построить взлётно-посадочную полосу для последующего использования в качестве авианосца. Они довели свои мысли и расчёты до командования, и те проявили к проекту большой интерес, тем более что это сулило экономию такого жизненно важного ресурса, как металл. Работы над проектом Habakkuk начались в 1942 году.
Правда, реальность оказалась не такой радужной. С самого начала британские специалисты собирались использовать для работы естественные скопления льда – айсберги, но их прочность оказалась слишком маленькой. Ледяные скалы испещрены трещинами разной величины, и во время существенных нагрузок айсберг попросту расколется на части. Поэтому конструкторы решили делать лёд самостоятельно, они провели серию тестов и оказались совершенно разочарованы результатами. Прочность льда оказалась недостаточной для их целей, к тому же он быстро нагревался и начинал таять, что было совершенно неприемлемым.
Англичанам ничего не оставалось как изобрести новый материал, а назвали его пайкрит. По своей сути он представлял собой композит, только вместо полимерной смолы использовалась вода, а точнее, лёд. Шесть частей воды смешивались с одной частью опилок, а потом всё это замораживалось. В итоге получался материал с интересными качествами. В отличие от обычного льда, он был достаточно пластичным, выдерживал большие нагрузки, в том числе и ударные, и даже изгибался до некоторой степени. Для целей военных конструкторов он был практически идеальным. Они провели целую серию испытаний, во время которых обстреляли глыбы льда и пайкрита. В результате лёд раскалывался и разлетался на куски, а ледяной композит успешно выдержал удары пуль, они от него попросту рикошетили.
Авианосец изо льда и опилок
В итоге пайкрит решили использовать в качестве основного материала для судна, но для начала провести ряд экспериментов с масштабной моделью. Её собирали на озере в Канаде из отдельных блоков, опорой же служила деревянная рама. Как выяснили конструкторы, блоки из пайкрита можно соединять между собой при помощи воды, примораживая один к другому. Правда, испытания масштабной модели продемонстрировали несколько больших недостатков. Самой главной проблемой стало таяние ледяного композита, он нагревался слишком быстро. К тому же, полностью изготовить всю конструкцию из него не получилось, нужны были металлические и деревянные детали.
Тем не менее по результатам испытаний военные саму идею признали работоспособной, дали добро на постройку боевого корабля по новоизобретённой технологии и составили целый список технических требований. Разумеется, военные не стали принимать в расчёт тот факт, что новый материал имеет определённые ограничения и не может сравниться со сталью. Фактически они хотели видеть авианосец, который ничем не уступал обычным военным судам – ни скоростью, ни маневренностью, ни вооружением.
Несколько месяцев ушло у инженеров и конструкторов на решение основных технических проблем и адаптацию авианосца из альтернативного материала к выдвинутым военными требованиям. К концу 1943 года, когда разработка основы проекта была завершена, стала очевидна его полная нежизнеспособность. Уже во время постройки масштабной тестовой модели пришлось пойти на многочисленные компромиссы в конструкции. К примеру, появилась необходимость покрыть корпус герметичной оболочкой из листовой стали, в противном случае он понемногу таял. Для поддержания температуры пайкритовых блоков пришлось оборудовать авианосец морозильной установкой, а её трассу пропустить через всю конструкцию. К тому же силовая установка неизбежно нагревалась, поэтому её смонтировали в воздухе на опорах.
Все эти проблемы в масштабе большого авианосца стали ещё серьёзнее, и к ним добавилось очень много новых. Как только специалисты разрешали очередную техническую задачу, на её месте появлялись несколько новых. В итоге к постройке большого судна так и не приступили, проект было решено закрыть, как бесперспективный. В Канаде так и остался построенный масштабный прототип, но на то, чтобы он полностью растаял и затонул, потребовалось целых три года. Больше британские военные к этой теме не возвращались, но в других странах периодически предпринимались попытки построить военные корабли из альтернативных материалов.
Современные корабли, такие как Сейсмологический разведчик Ramform Titan, далеко шагнули в техническом плане и представляют собой настоящие шедевры технологического искусства.