Электромобили давно стали своеобразной игрушкой для инженеров и изобретателей, желающих создать нечто новое и интересное. Впрочем, у них это более чем получается, особенно с современными технологиями. Даже в далёком уже 1951 году некий фермер из Южной Калифорнии смог собрать собственный электрокар и даже запустить его в серийное производство.
Электрические миникары
На самом деле, электродвигатели и аккумуляторные батареи открыли совершенно новое поле деятельности для конструкторов. Благодаря им удалось принципиально изменить схему работы автомобиля, упростить её и обеспечить новыми функциями. Машина фактически превратилась в большой гаджет на колёсах, который эффективнее всего работает в городской черте. Это и подвигло инженеров на создание нового вида электромобилей – компактных, маломощных и дешёвых.
В этой сфере деятельности очень быстро первым оказался Китай. Производители сделали верную ставку на доступный электротранспорт с базовыми возможностями, которым будут пользоваться в большинстве случаев исключительно в городской черте. Один из наиболее ярких примеров – Changan Lumin. В свет он вышел совсем недавно и имеет все шансы стать очень популярным.
С одной стороны, миниатюрный сити-кар создали в минималистичном стиле. В нём нет ничего лишнего, лишь простые округлые линии и обтекаемый дизайн. В другой, внешний вид получился очень гармоничным, электромобиль разительно выделяется среди всех своих одноклассников с их угловатыми чертами. Его как будто срисовали с мультфильма и сделали крайне милым, если такое определение вообще можно применить по отношению к машине.
Внутри тот же самый минимализм: небольшое количество приборов и простой, но элегантный дизайн. Посредине передней панели красуется большой экран медиасистемы, водителю достался мультируль и цифровая приборка. Самое интересное посадочная формула «2+3», на заднее сиденье вполне помещается 3 пассажира, разумеется, если они не высокого роста. Человеку выше 175 сантиметров здесь будет явно неуютно, да и производитель рассчитывал салон на местных жителей, которые не отличаются большими размерами.
Запас хода, конечно, у него сравнительно небольшой, в максимальной комплектации 300 километров, но это позволяет выехать за город на расстояние до 100 километров.
Отдалённый предок
Впрочем, такой современной игрушки, как Changan Lumin, могло бы никогда и не быть, но изобретатели прошлого века сделали огромный вклад в реализацию этой идеи. Одним их них был R. D. Taylor-старший. Он жил в Южной Калифорнии, США, и к большому удивлению, был фермером. Его ферма располагалась в городе Анахайм, что в 50 километрах от Лос-Анджелеса, а разводил он там птицу.
Чтобы хоть как-то облегчить себе работу, Тейлор начал делать для себя ручные тележки, на них он перевозил корм для птиц. В какой-то момент он начал продавать их соседям, таким же фермерам, и они пользовались хорошим спросом. Всё изменилось в тот момент, когда кто-то из соседей поинтересовался, не может ли он встроить в тележки мотор, поскольку слишком большой груз возить было тяжело.
Так в 1949 году появилась компания Taylor Manufacturing Company, специализирующаяся на электрокарах. Два года потребовалось, чтобы разработать моторизованную тележку и наладить их сборку, а в 1951 году начался их выпуск.
Поработав с простейшими схемами тележки, Тейлор в какой-то момент подумал, что мог бы собирать транспорт посложнее, получше и подороже. Заработав на продаже электротележек, к 1955 году он создал свой первый гольф-кар модели PG и назвал его Taylorcar. Конструкция его была простейшей: трёхколёсное шасси снабжалось электродвигателем и аккумулятором на 24V. Также на него установили рулевое управление, головную оптику и задние фонари. Taylorcar активно использовался для поездок по окрестностям и в магазин. В том же 1955 году компанию переименовали в Taylor-Dunn Manufacturing.
В 1959 году компания начала выпуск новой модели трёхколёсного микрокара Trident R. К передним фарам и задним фонарям добавились сигналы поворота, а в салоне размещалось 2 или 4 сиденья. В последнем случае два можно было сложить, получив дополнительное место для багажа. Выпускали Trident R до 1963 года, но уже в 1961 в свет вышла втора версия гольф-кара, Tee-Bird. Помимо трёхколёсной модификации, выпускали четырёхколёсную и ещё одну, с классическим кузовом из стеклопластика. Её производство завершилось в 1985 году.
На самом деле, компания Taylor-Dunn Manufacturing успешно работает до сих пор. Достаточно наигравшись с гольф-карами, они перешли к выпуску более серьёзной техники, такой как складские электропогрузчики и даже самосвалы.
Электрические раритеты
Электрокары Trident, несмотря на свои крайне ограниченные возможности, оказались достаточно популярными. Немалому числу покупателей они настолько понравились, что те хорошо ухаживали за своим приобретением и сохранили его до настоящего времени в приличном состоянии.
Время от времени владельцы решают продать свою игрушку и выставляют её на онлайн-площадках и аукционах, где они привлекают всеобщее внимание. Причём за некоторые из предлагаемых экземпляров удаётся выручить немалые средства.
Весной 2019 года на аукционе Bring A Trailer ушёл с молотка Taylor-Dunn Trident R выпуска 1961 года. Трёхколёсный электрокар имел несколько кузовных дефектов, а дилер ещё и вставил плексигласовое стекло. Машинку синего цвета тогда продали за 13 500 долларов, на что немало повлияло её текущее состояние.
Продавцом ещё одного экземпляра трёхколёсной машины на аукционе RM Sothebys стал Музей Микроавтомобилей Брюса Вайнера. Предложенный им Taylor-Dunn Trident 1961 года выпуска был в гораздо лучшем состоянии, и покупатель не постоял за ценой, расставшись почти с 30 тысячами долларов.
Свою собственную версию электрического сити-кара представила компания Opel, сделав упор на мобильность и компактный размер.