Пятёрка экстремальных машин для заполярного холода

За полярным кругом транспорт жизненно необходим, в настолько суровых условиях без него обойтись невозможно. Правда, не каждая машина способна выдержать столь низкие температуры и суровые погодные условия, поэтому конструкторы постоянно изобретают транспортные средства для полярников. И своим внешним видом, и конструкцией они разительно отличаются от всем привычных машин.

ГАЗ-3344

На базе Заволжского завода гусеничных тягачей в 2012 году стартовало серийное производство вездехода ГАЗ-3344. Перед этим он успешно выдержал ходовые испытания в самых суровых условиях среди болот и тундры, а когда этого показалось мал, его отправили в Арктику и гоняли по вечной мерзлоте при глубоком минусе.

Конструкцию ГАЗ-3344 максимально приспособили к работе в условиях абсолютного бездорожья, заболоченной местности и чрезвычайно низкой температуры. Снегоболотоход состоит из двух частей, из непосредственно тягача и пассажирского модуля, связанных между собой шарнирным сочленением и гидравлическими цилиндрами. Двигательная установка одна, она размещается в задней части переднего модуля, а крутящий момент передаётся при помощи карданного вала. Внедорожные возможности снегоболотохода впечатляют. Он может взбираться на гору с 35-градусным уклоном и переезжать через трёхметровые расщелины, если жестко заблокировать шарнир.

Обе части имеют термоизоляцию и обогреватель. В кабине переднего модуля может размещаться до пяти человек или до 500 килограмм полезного груза. Пассажирский отсек второго модуля вмещает до 15 человек и может нести полезную нагрузку в две тонны. При этом его можно быстро переоборудовать в командный пункт или медицинский отсек.

Venturi Antarctica

К сожалению, не все разработки оказываются столь полезными. В некоторых случаях во главе стола ставят не функциональность и приносимую пользу, а какие-то другие цели, и тогда на свет рождается нечто странное и не совсем соответствующее назначению. Так, князю Монако Альберт II пришло в голову создать экологичный вездеход с нулевыми выбросами, чтобы использовать его для работ в Антарктике, регионе, который считается одним из наиболее чистых. Идея, безусловно, благая, вот только даже с современными технологиями этого добиться чрезвычайно сложно.

Проект поручили Venturi Automobiles, работающей в сфере электромобилей. Компания занимается созданием электромобилей для гонок и уже успела заработать хорошую репутацию. Её специалисты разработали гусеничный вездеход, предназначенный для работы в условиях крайне низких температур. Его защиты вполне хватает, чтобы выдержать 50-градусный мороз и сохранить при этом жизни пассажиров. Правда, на этом все его достоинства заканчиваются.

В качестве источника энергии в нём используются литий-ионные батареи, но их хватает максимум на 45 километров пробега (в каких условиях и на какой дороге, не уточняется). Они приводят в действие два 100-киловаттных мотора. Вся остальная энергия тратится на поддержание приемлемой температуры внутри салона, работу приборов и подогрев самих батарей, это необходимо, чтобы они вообще работали в подобных условиях. Впоследствии вездеход отправился в экспедицию по Канаде, а потом на Южный полюс. Впрочем, вряд ли пользы от него было слишком много.

Arktos Craft

Более полезную машину построила канадская компания Arktos Development. Её вездеход имеет продуманную конструкцию и предназначен для перевозки разнообразных грузов по снегу, льду и воде. Его корпус сделали герметичным, поэтому при необходимости Arktos Craft может легко преодолевать участки открытой воды. Сам корпус изготовлен из термоустойчивого армированного композита, поэтому легко выдерживает большие нагрузки, удары и низкие температуры до -50 градусов по Цельсию.

Arktos Craft имеет шарнирно-сочленённую конструкцию и состоит из двух частей. Таким образом конструкторы повысили его маневренность и наделили его способностью передвигаться по очень неблагоприятной местности, включая ледяные торосы и большие полыньи. Как показали испытания и дальнейший опыт эксплуатации, вездеход может переплывать большие пространства, а потом самостоятельно взбираться на скользкую льдину.

Каждая из двух секций оборудуется собственным дизельным двигателем мощностью 260 лошадиных сил, а двигаются они за счёт резинометаллических гусениц с высоким рельефом. В стандартной комплектации сверху каждого модуля находится плоская открытая площадка с перилами, на них могут поместиться до 50 человек, а грузоподъёмность составляет 20 тонн при движении по сравнительно ровной поверхности.

«Бурлак»

Изначально это должен был быть экспедиционный автомобиль, рассчитанный на вылазки максимум в средней полосе России. Его построил екатеринбургский инженер Алексей Макаров из тойотовских узлов и агрегатов. Экстремальный внедорожник «Макар» оказался очень хорош и отлично показал себя на бездорожье, но для серийного производства не годился из-за чрезвычайно дорогой сборки.

Второй проект «Бурлак» предназначался уже для северных широт и представлял собой трёхосный вездеход способный проехать где угодно. В его основе лежит рамная конструкция, герметичный поддон позволяет плавать, а внутри помещается до 15 пассажиров. Также в оснащение входят аналогичные БТРовским бортовые редукторы, колёса низкого давления и система для их подкачки.

КамАЗ «Арктика»

По классификации этот крайне необычный вид транспорта проходит как снегоболотоход. КамАЗ выпуском подобной техники никогда не занимался, поэтому «Арктика» — первый образец в совершенно новом направлении работы. Помимо камазовских специалистов, в разработке участвовали два института и НАМИ, то есть «Арктика» — это передний край отечественного экстремального машиностроения. Вездеход предназначен для работы на Крайнем Севере в очень жестких условиях. Он обладает отличными внедорожными качествами и может без проблем передвигаться при забортной температуре до -60 градусов.

«Арктику» построили на сочленённой платформе в двух вариантах, трёхосным и четырёхосным. Его снабдили полноприводной трансмиссией и огромными колёсами низкого давления, каждое из которых весит около 250 килограмм. Вездеход поворачивает исключительно благодаря шарниру, а колёса из-за своего размера остались неповоротными.

Стандартный экипаж вездехода составляет три человека, именно на такое количество рассчитан жилой отсек позади кабины. Фактически он представляет собой настоящий дом на колёсах, рассчитанный на длительное проживание. В нём имеются спальные места, вся необходимая бытовая техника и даже душевая кабина.

Среди вездеходов попадаются и совсем уж диковинные, например, внедорожный вариант Porsche 911.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓