В истории «Форда» были взлёты и падения, успехи и откровенные неудачи, но случившуюся в 1920-1930 годах историю иначе как полным фиаско назвать нельзя. Генри Форд затеял грандиозный проект, который должен был принести ему большую прибыль, но из-за собственных заблуждений и невежества менеджеров в итоге он потерял баснословную сумму.
Колёсный кризис
Колёса для автомобиля не менее важны, чем двигатель, и вместе с ним они прошли очень длинную эволюцию. Самому первому автомобилю колёса достались от обычной конной повозки, а были они изготовлены из дерева. Ни о каком комфорте речь, конечно же, не шла, а водитель был рад уже тому, что мотор ехал сам по себе, и ему было совершенно плевать на камни под колёсами, лишь бы последние не рассыпались. Впрочем, именно так чаще всего дело и заканчивалось: колёса не могли амортизировать нагрузку и в конечном итоге ломались на ходу. Дело решили при помощи резиновой полосы, которая набивалась непосредственно на обод, а позже появились уже резиновые пневматические шины.
Поскольку синтетических материалов ещё никто не знал, резину создавали из натурального каучука. И вот с ним как раз и возникли проблемы. Основой для натурального каучука является сок каучуконосных растений, который ещё называют латексом. Растения эти в то время произрастали в амазонской долине, и весь натуральный каучук в Соединённые Штаты поставлялся оттуда. После появления автомобилей и создания для них колёс спрос на резину вырос в сотни раз, а вслед за ним повысилась и цена. Сработали рыночные законы капитализма, поставщик захотел заработать побольше, многократно поднял цены, и колёса стали очень дорогими. При этом поставщик каучука был только один – Великобритания, безраздельно владевшая монополией.
Созданная в 1903 году автомобилестроительная компания Ford из-за подобной ситуации испытывала определённые трудности. Генри Форд очень не хотел тратить лишние деньги и придумал оригинальный способ обойти это ограничение. Он собирался открыть собственное предприятие по добыче латекса и созданию натурального каучука. Так он получал неограниченный источник жизненно важных материалов и экономил при этом огромные средства.
Фордландия
Именно так он решил назвать городок, образованный вокруг нового предприятия, а находиться оно должно было в Бразилии. Именно здесь он собирался высадить собственные плантации каучуконосных растений. Разумеется, никто просто так семена ему давать не собирался, это был слишком ценный материал. Даже сама Великобритания фактически украла семена гевеи бразильской. Этим биологическим пиратством занимался британский исследователь сэр Генри Александр Уикхэм, который в своё время приехал в Бразилию и усиленно делал вид, что собирал образцы семян. Он получил соответствующую лицензию у производителей, но вместо этого он собрал около 70 тысяч семян и вывез их в Великобританию. Лишь часть из них дали всходы, и ростки отправили в несколько британских колоний. Так Британская империя стала почти эксклюзивным поставщиком каучука, впрочем, ненадолго. Генри Форд каким-то образом вывез ростки гевеи бразильской с Цейлона и собрался их выращивать. Так началась история Фордландии, самой большой и дорогостоящей авантюры того времени.
Форд правильно рассудил, что проще всего будет высадить плантации гевеи, там же основать производство каучука, а для рабочих построить город, чтобы те могли с комфортом работать и не знать ни в чём нужды. Местом для строительства столь большого объекта он выбрал Бразилию и заключил с местным правительством договор, получив в своё распоряжение кусок земли размером в 10 тысяч квадратных километров. При этом выбор места правительством остаётся большой загадкой. Оно было расположено довольно далеко от цивилизации, дорог в обозримом пространстве не было никаких, а единственным способом добраться туда оставалась река, на берегу которой в 2928 году и был основан город Фордландия.
Трудное строительство
Возможно, весь этот проект был бы реализован без сучка и задоринки, но Форд имел собственные взгляды на правильную организацию трудового процесса. К тому же управлять строительством он поставил человека из своего ближайшего окружения, который ничего не смыслил ни в строительных работах, ни в сельском хозяйстве, да и о тонкостях бразильского бытия не имел ни малейшего представления. Результатом стала очень странная организация трудового процесса, которая была больше похожа на тюремные порядки.
Предполагалось, что в городе Фордландия будет построена собственная инфраструктура с больницей, кинотеатром и прочими благами цивилизации. Вот только сами работники жили в гораздо менее благоприятных условиях, чем остальные «колонисты». Им всячески пытались навязать американскую культуру, ввели строгие ограничения и заставляли жить по расписанию, контролируя каждый их шаг. С самим строительством тоже не всё гладко. Управляющий приказал вырубить деревья и расчистить место под поля, но почва без поддержки растений тут же подверглась эрозии и стала неплодородной. В конечном итоге рабочие, недовольные жесткими ограничениями и большими нагрузками, отказались работать и в 1930 году взбунтовались. Они собрали всю администрацию этого городка и выгнали их в джунгли. Ситуация разрешилась, когда вмешались бразильские военные и им удалось заключить договор о смягчении условий труда.
Правда, руководству стало очевидно, что реализация проекта свернула не туда. Управляющего сменили, а тот пересмотрел подход к планированию. Он перенёс стройку на другое место, и новый город получил имя Бельтерра. Новое место выгодно отличалось от Фордландии наличием плодородной почвы. Здесь успешно высадили плантации каучуконосных растений и даже стали собирать с них латекс, хоть его и было гораздо меньше запланированного.
Крах проекта
Впрочем, развить производство так и не успели, после окончания Второй мировой войны химики научились в промышленных масштабах делать синтетические каучуки. Для бизнеса Форда это стало настоящей катастрофой. На покупку земли в Бразилии он потратил около 20 миллионов долларов, что с учётом инфляции сейчас составило бы 367 миллионов. В 1945 году он продал землю обратно за символическую сумму в 250 тысяч, потеряв целое состояние. В самом городе Бельтерра до сих пор работает производство натурального каучука, а вот Фордландия практически перестала существовать.
После ухода Форда в Фордландию вернулись люди и остались там жить. Вот только правительство Бразилии совершенно не было заинтересовано в поддержке города. Местные жители пытались добиться получения им официального статуса, а потом и признания исторической ценностью, но у них ничего не получилось. Местные здания постепенно устаревают и сносятся, и в скором времени на месте Фордландии не останется ничего, кроме руин.
Ford Bronco – один из немногих автомобилей «Форда», по которым действительно скучали поклонники марки, и не так давно вышла в свет реинкарнация культовой машины.