Несмотря на все заявления спортивных топ-менеджеров, спорт всегда был и остаётся инструментом для обогащения и достижения политических целей. Яркий тому пример – Гран-при Гаваны, проведённое в 1957-1958 годах. Единственной целью было заработать как можно больше денег, но сработала карма и из этой затеи ничего хорошего не получилось. Гонки завершились катастрофой, а главного претендента на победу похитили революционеры.
Кубинские реалии
На Кубе никогда не было спокойно, даже после снятия испанского колониального режима, а последним диктатором в её истории стал Фульхенсио Батиста. В 1933 году он возглавил вооружённый переворот, получил место начальника генерального штаба при новом правительстве, а фактически контролировал его из-за ширмы. С самого начала он заручился одобрением и активной поддержкой Соединённых Штатов, а потом подключил к делу зарубежные криминальные структуры, которые впоследствии контролировали игорный бизнес и местные теневые структуры. Когда же в 1952 году Батиста вышел из тени, устроил ещё один переворот и распустил правительство, он фактически превратил страну в игорное заведение для американцев и стал распродавать её американской денежной элите со всеми вытекающими последствиями – глобальной нищетой и жестоким обращением с местными жителями.
На фоне всего этого, нападений повстанцев и массового недовольства Фульхенсио Батиста решил провести в Гаване Гран-при. С одной стороны, он собирался продемонстрировать хорошую мину при плохой игру, а с другой, привлечь побольше людей и как следует на этом заработать. Гонки должны были стать грандиозным событием мирового значения, но с организаторами договориться не получилось и Гавану не включили в перечень официальных этапов. В итоге гонки Гран-при 1957 года носили демонстрационный характер и никаким статусом не обладали.
Тем не менее прошедшее событие привлекло достаточно много внимания, чтобы о нём заговорили. Вряд ли у организаторов удалось бы изменить его статус и сделать полностью официальным, но это не помешало задуматься о проведении ещё одних гонок. Их организовали в следующем 1958 году в том же самом формате, а для того, чтобы привлечь к ним как можно больше внимания, организаторы пригласили гонщиков со всемирно известными именами. И среди них был аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио.
Гонка без главного героя
Возможно, вторая гонка прошла бы так же хорошо, как и первая, но произошло два важных и очень неприятных события, которые в буквальном смысле испортили всем настроение. Первое из них – большая авария, произошедшая в скором времени после старта гонок, а виновником оказался болид Porsche, на котором ехал Роберто Мирес. В его машине произошла утечка масла, и оно ровным слоем раскатывалось колёсами по трассе, пока его не стало слишком много. В итоге Ferrari 500 TR наехала на особо скользкое место, водитель не справился с управлением, и машина вылетела за пределы трассы, протаранив толпу зрителей. Семь человек либо погибли на месте, либо скончались в больнице, десятерым повезло больше, и они остались живы, хоть и с серьёзными травмами. Впрочем, гонку всё-таки удалось завершить, хоть она и была довольно короткой, а победителем в ней стал Стирлинг Мосс.
У Хуана-Мануэля Фанхио принять участие в мероприятии так и не получилось, но у него была очень уважительная причина – прямо перед гонками его похитили. Произошло это уже после квалификационных заездов, в отеле, где поселили всю команду. Гонщик спускался по лестнице, когда к нему подошёл бородатый неизвестный, направил на него пистолет и приказал следовать за собой. При этом вёл он себя достаточно странно: похититель хоть и пытался выглядеть грозным, но он явно не привык к такой роли, и чувствовал он себя не в своей тарелке. Любопытно, что странный злоумышленник, усадив гонщика в машину, даже перед ним извинился за причинённые неудобства.
Как оказалось, причинять вред ему никто не собирался, а единственной целью. Похищения было выставить Фульхенсио Батисту в невыгодном свете, как организатора и хозяина мероприятия. Известный гонщик и многократный чемпион для этой цели подходил просто идеально. Он был слишком популярен, чтобы не обратить на него внимания, и после его громкого исчезновения неизбежно поднялась большая шумиха. Самого гонщика отвезли домой к одному из похитителей и посадили под замок, обеспечив ему максимальный комфорт и удобство.
Фульхенсио Батиста ради поддержания своего имиджа приказал не останавливать подготовку к гонкам, а автогонщика заменили на другого пилота из команды. Гонщика продержали сутки, ровно до тех пор, пока Гран-при не было завершено, и всё это время местная полиция занималась его розысками. Вреда Хуану-Мануэлю Фанхио никто не причинил, да это и не входило в цели похитителей, но главная цель была достигнута. Репутация местного диктатора сильно пострадала.
Смогли бы организовать следующее Гран-при, неизвестно, но власть Фульхенсио Батисты до тех пор продержаться не смогла. Из-за усилившейся критики и растущего недовольства он выпустил задержанных членов сопротивления, а те предприняли ещё одну попытку нападения, оказавшуюся удачной. Бывший диктатор сбежал из страны, прихватив с собой целую коллекцию произведений искусства и большую часть казны государства.
Во время гонок случается масса происшествий и серьёзных аварий, но нем всегда всё заканчивается плохо. Некоторым пилотам удаётся отделаться лёгким испугом даже в самых безнадёжных ситуациях.