Интересные факты о самом крутом советском мотоцикле

Мотоциклы Jawa были самыми популярными в некогда огромном Советском Союзе и были своеобразным показателем статуса. По многим показателем они превышали всех своих «соплеменников» и многократно повышали статус своего владельца. Впрочем, некоторые интересные детали об мотоциклах и их производителе до сих пор остаются неизвестными широкой публике.

Jawa – иностранный мотоцикл

Из товаров, которые продавались в Советском Союзе, подавляющее большинство действительно было отечественное производства, за очень редким исключением. Одно из них – мотоциклы Jawa. Конечно, не все так считали, но таких людей было на удивление много. Как бы то ни было, создателем знаменитого мотоцикла был некий Франтишек Яничек, уроженец Восточной Богемии, которая на сегодняшний день является частью Чешской Республики. Ещё будучи молодым, он успел поработать управляющим на фабрике в Голландии, и здесь он открыл в себе изобретательский талант. Впоследствии он получил несколько десятков патентов и открыл собственную мастерскую, а выпускать на ней решил мотоциклы.

У названия бренда Jawa тоже есть своя собственная занимательная история. Фактически оно является аббревиатурой от имён Яничек и Вандерер. Wanderer – это компания, занимавшаяся выпуском пятисоткубовых моторов для мотоциклов, именно их собирались устанавливать на «Явы», но завод вот-вот собирался закрываться. Объёмы производства моторов были совсем небольшими, и компания не могла соперничать на этом рынке с более крупными игроками. На этом фоне Яничек предложил компании Wanderer выгодное сотрудничество и сразу же заказал партию двигателей для собственных мотоциклов. Из первых букв его имени и названия компании родилось наименование будущего культового мотоцикла – Jawa.

Jawa для Советского Союза – не ровня европейским

Покупательскую способность в Советском Союзе никогда нельзя было назвать даже достаточной, не то что слишком большой. И поскольку Советы были одним из основных покупателей, поставляемые сюда мотоциклы готовились специально и имели несколько важных конструктивных отличий. Их упрощали настолько, чтобы снизить цену до приемлемой и не нести при этом убытков. К примеру, одним из отличий был двигатель. Одним из импортируемых мотоциклов был Jawa 250, оснащённый двухтактным мотором и барабанными тормозами. Из-за откровенно устаревшей конструкции и довольно низких характеристик в Европе он спросом практически не пользовался, зато в Советском Союзе его разбирали.

Одним из самых популярных чехословацких мотоциклов в своё время стал Jawa 350/638, но и она питалась смесью масла и бензина, оснащалась двухтактным мотором и развивала скорость всего 128 км/ч. В общем и целом, хоть «Ява» и была популярна среди советских мотолюбителей, а также считалась весьма надёжной, ничего особенно хорошего из себя не представляла. Другое дело мотоциклы, которые поставлялись в европейские страны, вот те имели куда более продвинутую конструкцию. К примеру, мотоцикл Jawa 250/350 Automatic оснащался трансмиссией с автоматической коробкой передач и без рычагов. Производитель даже оформил патент на эту технологию и получал приличные отчисления за её использование. Другая инновационная система Jawa Oilmaster занималась смешиванием масла и топлива.

Главный покупатель

Советский Союз с его огромным населением и непомерными потребностями стал основным покупателем мотоциклов Jawa. Фактически завод только и делал, что работал на удовлетворение спроса советских граждан. Среди прочего, мотоциклы экспортировались в Северную Америку и страны Европы, но сюда шли гораздо меньшие объёмы. За всё время суммарно было выпущено примерно три с половиной миллиона экземпляров, и в СССР ушло куда больше половины. Виной всему было тесное сотрудничество Чешской Республики с Советами, благодаря чему в Советский Союз поставлялось немало товаров, а обратно шли в том числе и стратегические материалы.

Впрочем, в 1980-х годах поставки мотоциклов куда-либо ещё, кроме Советского Союза, стали падать, поскольку те плохо соответствовали куда более строгим экологическим правилам, принятым в разных странах. Благо, СССР это не касалось, поэтому экспорт сюда продолжался достаточно долго.

На грани закрытия

Самым большим испытанием для производителя стала Вторая мировая война. В 1938 году началась оккупация Чехословакии нацистской Германией, что поставило под угрозу существования все предприятия на территории страны, а не только заводов Jawa. Правда, ситуацию спасла специфика работы заводов, а именно, производство мотоциклов, и немецкое командование решило использовать их в своих целях. Предприятие было взято под полный контроль, любые разработки были строго запрещены, а само производство перепрофилировали. Военное командование остро нуждалось в производственных мощностях, где можно было бы ремонтировать собственную мототехнику, и специалисты Jawa занялись приведением в порядок немецких мотоциклов.

Впрочем, местных инженеров это не остановило. Они втайне трудились над собственными разработками, и не только сумели завершить их, но и подготовили большой объём технической документации к будущему массовому производству, а также собрали около тысячи комплектов, готовых к сборке.

Разноцветный мотоцикл

На самом же деле, география экспорта и выпуска «Явы» была чрезвычайно широкой, и в список стран, где продавался этот мотоцикл, входило около 120 стран. В одни мотоциклы завозились, в других же было налажено собственное производство. Либо сам производитель строил завод, либо кто-то покупал лицензию на выпуск. Столь большой спрос вынудил несколько украсить модельный ряд, поэтому мотоциклы выпускались в разной расцветке.

И только в Советский Союз «Явы» отправлялись в безальтернативном красном цвете. По всей видимости, кто-то посчитал, что советским гражданам выбор не нужен.

Для некоторых энтузиастов любой мотоцикл является всего лишь игрушкой, и они делают на его основе очень странные поделки, например, пиццерию на колёсах с собственной печью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓