Как Соединённые Штаты прятали свои ракеты

В разгар холодной войны Соединённые Штаты упорно строили свой ядерный щит, а за закрытыми дверями Пентагона рождались по-настоящему изощрённые и впечатляющие проекты. Цель у них была одна — спрятать пусковые шахты баллистических ракет от вездесущих шпионов Кремля, чтобы по ним в случае конфликта не нанесли превентивный удар. Эти проекты не были ни простыми, ни дешёвыми, и даже сейчас они вызывают интерес у любителей истории и теории заговоров.

MX ракета, которая изменила стратегию

В начале 1980-х на вооружение американских ВВС поступила ракета LGM-118 Peacekeeper, больше известная под своим проектным обозначением MX. Это был не просто ещё один стратегический комплекс — речь шла об оружии, способном радикально изменить баланс сил. Длина ракеты превышала двадцать метров, а масса доходила почти до девяноста тонн, но главное заключалось даже не в размерах. Peacekeeper несла до десяти разделяющихся боеголовок с индивидуальным наведением, каждая из которых обладала разрушительной мощностью порядка трёхсот килотонн.

Для сравнения, бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность около пятнадцати килотонн, а значит, одна MX могла теоретически уничтожить сразу десять отдельных целей, каждая из которых имела защиту и укрепления. При этом дальность ракеты превышала девять тысяч километров, а точность попадания — так называемое вероятное круговое отклонение — составляла менее двухсот метров. Подобная точность считалась огромным прорывом для баллистического оружия той эпохи и позволяла поражать даже укреплённые бункеры и командные пункты. Но здесь был маленький нюанс: противник слишком быстро мог узнать, где стоят настолько ценные цели, после чего стационарные шахты, какими бы крепкими они ни были, закономерно превращались в мишень. Поэтому американцы искали способы сделать так, чтобы никто не знал, где именно в конкретный момент находится ракета, способная нанести катастрофический удар.

Поезда-призраки и бетонные колёса

Одна из самых интересных идей заключалась в том, чтобы отправить ракеты MX в путешествие по железным дорогам страны. Проект Peacekeeper Rail Garrison предполагал строительство специальных бронированных составов, которые на вид ничем не отличались бы от длинных грузовых поездов. Считалось, что эти поезда будут курсировать по тысячам километров путей, делая местоположение ракет совершенно непредсказуемым для противника. В каждый состав планировали включить два пусковых вагона с ракетами, командный вагон и несколько вспомогательных модулей. Для маскировки вагоны получали привычную для грузовых составов окраску и внешний антураж, а внутри скрывались сложные системы связи и пуска. При этом на стоянке поезд мог опустить специальные стабилизаторы и буквально «вцепиться» в рельсы, чтобы обеспечить устойчивость при старте.

Такие поезда до объявления тревоги должны были стоять в специально построенных закрытых ангарах и депо, откуда в случае необходимости выдвигались бы в рейс и курсировали по заранее составленному маршруту. ВВС США построили и испытали несколько прототипов подобных вагонов и даже сделали имитацию реального старта ракеты. Планировалось создать до пятидесяти мобильных комплексов, которые вместе с шахтными ракетами сделали бы американский арсенал куда более живучим. Правда, несмотря на все инженерные усилия и впечатляющие идеи, дальше опытных образцов проект не пошёл. Причин было много: и колоссальные расходы, и меняющаяся международная обстановка, и политические решения.

Шахты-ловушки и фальшивые старты

Ещё более масштабным планом было создание целой сети из сотен ложных шахт, куда по графику должна была перемещаться одна-единственная ракета. Такой проект получил название «ракетный раунд» или Dense Pack. Смысл был в том, чтобы у противника не оставалось шансов угадать, где в конкретный момент находится боеголовка. Предполагалось построить около двухсот подземных пусковых шахт, внешне одинаковых и оборудованных всеми признаками настоящих военных объектов: бронированными крышками, техническими отсеками и даже системами охлаждения. Ракета же перевозилась бы между ними по подземным тоннелям или по специальным тяжёлым автоплатформам.

Такая сеть должна была сбить с толку даже самого внимательного разведчика: спутниковые снимки показывали бы десятки одинаковых шахт, каждая из которых выглядела рабочей. В теории противник должен был либо атаковать все шахты сразу, что практически невозможно, либо рисковать промахнуться и пропустить реальную боеголовку. Вот только в реальности проект сталкивался с огромными сложностями. Подземные коммуникации и тоннели для перемещения ракеты требовали колоссальных инвестиций, а постоянное движение твердотопливной ракеты вызывало опасения по части надёжности и безопасности. К тому же появлялись вопросы, как обеспечить скрытность таких перевозок при развитой спутниковой разведке и наблюдении с воздуха. Со временем выяснилось, что идея хоть и красива на бумаге, но практически не реализуема из-за своего масштаба.

Пещеры в горах и другие безумные концепты

Кроме «поездов-призраков» и фальшивых шахт, Пентагон рассматривал ещё более необычные и даже фантастические варианты. Например, создание подземных баз в горных массивах западных штатов, где ракеты могли бы храниться в тоннелях, прорезанных в скалах. Предполагалось, что специальные платформы будут перемещать ракеты внутри этих тоннелей, чтобы затруднить их обнаружение и позволить запуск с разных точек. Были и варианты с подземными поездами, способными перевозить ракеты между тоннелями, или даже ангарами, замаскированными в отвесных горных склонах, где ракеты вместе с обслуживающими машинами могли бы стоять в режиме постоянной готовности.

Инженеры и военные стратеги обсуждали десятки подобных концепций, в том числе полуподвижные платформы, маскируемые под обычные хозяйственные постройки, и даже системы с автоматическим перемещением ракеты без участия экипажа. В каждом случае главной целью было одно — не позволить противнику понять, где именно находится реальная ракета MX, и сделать первый удар по ней практически невозможным. Все эти проекты упирались в одни и те же проблемы: невероятную дороговизну, техническую сложность и растущее недоверие общества к любым ядерным экспериментам на территории США. Большинство из них так и не вышли за пределы чертежей и макетов, оставшись примером того, как далеко могла зайти гонка стратегий в эпоху холодной войны.

Даже начавшиеся разработки не вышли за рамки прототипов или испытательных образцов, все они так и не были завершены в полном объёме. Главной причиной была фантастическая стоимость этих проектов, добиться от правительства начала их финансирования было практически невозможно. К тому же их техническая реализация тогда была за гранью возможностей, да и сейчас ничего в этом плане не изменилось. Кроме того, к концу 80-х началось потепление отношений между США и СССР, и подобные проекты быстро утратили актуальность. В итоге ракеты MX были развёрнуты лишь в обычных шахтах, а мобильные проекты заморозили. К 2005 году все Peacekeeper сняли с дежурства.

Советский Союз во время холодной войны старался опередить Соединённые Штаты в создании прочного ядерного щита, и в отличие от США, создал более чем рабочий ядерный поезд, курсировавший по железным дорогам страны с ракетами на борту.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓