Любые гонки всегда связаны с большой опасностью, поэтому наученные горьким опытом организаторы предпринимают огромные усилия, чтобы снизить риски для жизни и здравья пилотов и зрителей. Правда, так было не всегда, ещё полвека назад всерьёз в этом направлении никто не работал, и несчастных случаев на трассе было очень много. Первой же ласточкой в разработке мер безопасности на гонках стал концепт болида Sigma, о котором практически все благополучно забыли.
Когда нет места безопасности
Даже поездка на обычном автомобиле нам работу или в магазин может закончиться весьма плачевно. Невнимательность, ошибки водителя, пренебрежение правилами и обычные несчастные случаи постоянно становятся причиной многочисленных аварий, во время которых травмы получают и водители, и пешеходы. Во время гонок всё это возведено в энную степень, чему немало способствуют и конструкция гоночных машин, и непростой характер трассы. Гонки «Формулы-1» исключением не являются. С самого их начала в 1950 году мощные двигатели, большая скорость и непредсказуемое поведение водителей постоянно приводили к столкновениям, а в 1952 гоночная трасса унесла первую жизнь.
Причём погибший Кэмерон Эрл был вовсе не гонщиком, а техническим консультантом, работавшим с гоночной командой Racing Automobiles. Он находился за рулём болида R14B и выполнял тестовый заезд, когда машина перевернулась. Водитель попал в больницу, где и скончался от перелома черепа. На тот момент все жаждали скорости и зрелищ, никто особо не задумывался о последствиях. На тот момент организаторы имели лишь поверхностное представление о том, что может случиться на трассе, и не представляли себе, как этого избежать или как реагировать на подобные происшествия. С конструкцией гоночных болидов тоже было не всё гладко. В ряде случаев любая, даже незначительная авария могла вызвать пожар и превратить машину в большой факел. Иногда так и происходило.
К 1968 году практически каждое Гран-При сопровождалось авариями и получением пилотами серьёзных травм по самым разным причинам. Всё чаще звучали требования к владельцам гоночных трасс проработать и усилить меры безопасности, но в большинстве случаев они успешно игнорировались. Тогда одним из первых намёков на решение проблемы стал экспериментальный болид Sigma, в создание которого вложили немало сил ателье Pininfarina, Ferrari и лично Энцо Феррари.
Безопасный Sigma
Причиной появления концептуального гоночного автомобиля стала очередная авария на трассе со смертельным исходом, произошедшая в 1968 году. В 1960-х годах их произошло очень много, несколько пилотов погибли, ещё больше получили травмы. Возможно, подобное состояние дел могло бы долго не меняться, но в дело вмешались журналисты. У них имелись собственные соображения по этому поводу, с которыми они и обратились в ателье Pininfarina. На тот момент его возглавлял Серджо Пининфарина, сын основателя компании, и он очень заинтересовался решением этого вопроса.
Для работы над этим проектом он собрал целую команду специалистов, включая врача, специализирующегося на полученных в ДТП травмах, специалиста по автомобильной безопасности, знакомого журналиста и автогонщика. К тому же благодаря своим связям он задействовал около десятка автомобилестроительных компаний с известными именами, предоставивших специалистов, материалы или консультативную помощь.
Главный вклад в это дело внесла итальянская компания Ferrari, а также лично её владелец, который был прямо заинтересован в решении проблемы с безопасностью. Он внёс ощутимый вклад в работу, предоставив основу для нового гоночного автомобиля. В ателье Pininfarina персонально от него привезли новенькое шасси модели 312/B3 от гоночного болида, выпущенное в 1966 году, гоночный двигатель V12, а также коробку передач. Всё это должно было стать основой прототипа безопасного трекового автомобиля.
Проект будущей машины был готов осенью 1968 года, а воплотить в металле его собирались к началу очередного автосалона, его открытие должно было состояться в Женеве через полгода. Предоставленное шасси в имеющемся виде использовать не стали, от него взяли только необходимые узлы и агрегаты, основу же для концепта разрабатывали самостоятельно. В итоге получилась пространственная конструкция, собранная на двух продольных балках, а уже к ним крепились рёбра жесткости и менее прочные сминаемые элементы. Последние должны были принимать на себя удар и гасить кинетическую энергию. Кокпит рассчитывался отдельно и фактически представлял собой жесткую капсулу с высокими прочностными характеристиками. Само же место пилота имело куда больший объём, чем на обычных болидах того времени.
В конструкцию «Сигмы» внедрили несколько интересных инноваций, причём некоторые из них были настолько необычными, что вполне могли совершить революцию в создании гоночных автомобилей. К примеру, пилот фиксировался при помощи семиточечных ремней безопасности, они надёжно удерживали человека, даже задняя часть шлема крепилась к сиденью, удерживая голову во время резких поворотов и ударов. Ещё одна непривычная деталь – боковые понтоны, выполнявшие роль своеобразной подушки безопасности во время боковых столкновений между машинами. Понтоны не позволяли соприкасаться колёсами, что очень часто приводило к авариям.
В разработке болида также участвовала компания Graviner, которая занималась созданием различного оборудования для кораблей и самолётов. Благодаря её специалистам «Сигма» получила инновационную систему пожаротушения. Её разбрызгиватели были установлены по всей машине и срабатывали во время возгорания, а пилот при этом получал уведомление на приборной панели.
Гоночная машина Sigma так ни разу и не участвовала в гонках. Она разрабатывалась не для соответствия регламенту, а ради безопасности, поэтому полностью не соответствовала существующим правилам.
В «Формуле-1» у некоторых команд сейчас другая проблема – как привлечь к себе внимание, и для этого они идут на всё, например, устраивают гонки с истребителем.