Продукция советского автопрома никогда не отличалась особенным комфортом или красотой, поэтому каждый водитель старался как мог облагородить свою «ласточку». В ход шли подручные средства, и далеко не всегда это сопровождалось чувством меры и ощущением прекрасного. Так и родилось одно из самых интересных явлений в автомобильном мире – колхозный тюнинг. Он процветает в наши дни, а советские украшательства даже сейчас можно наблюдать в первозданном виде.
Глушитель
Неизвестно, кто первым это придумал, но громкий звук выхлопа некоторыми водителями всегда воспринимался, как обязательная черта хорошего автомобиля. Вероятно, всё это началось с тех, кто вместо штатного глушителя на свою машину ставил самодельный, а потом изводил всех окружающих громкими трелями. Кто-то до сих пор считает, что это чрезвычайно круто, и искусственно завышает производимый автомобилем шум. Результат, в основном, тот же самый – не в меру обозлённые соседи.
Украшалки
Это самый модный автомобильный атрибут, который можно было встретить если не в каждой машине, то в большей их части. Они настолько разнообразны, что перечислять их можно практически бесконечно. Тем не менее некоторые были самыми ходовыми и чрезвычайно популярными. В этот практически неизменный список входили плюшевые шарики, игральные кости, пластмассовая красотка и вымпелы разных мастей. Отдельная мегакрутая категория – плетёные фигурки золотых рыбок и чертей, а также собака на передней панели, кивающая в такт автомобилю.
Некоторые из украшалок были хотя бы теоретически полезны, а не просто отвлекали водителя от дороги. Одна из них – освежитель воздуха в виде красивой короны, правда, разнообразием запахов, тем более хороших, он не отличался. В какой-то момент к украшениям прибавился условно полезный народный антирадар – компакт-диск, эффективность которого в поглощении радиоволн так и не смогли доказать до сих пор.
Ещё одна деталь советского тюнинга – резиновая игрушка, а чаще всего голова куклы, которая надевалась на фаркоп. Узнать, кто именно стал родоначальником подобной моды, не представляется возможным, но подобное украшение носило исключительно практический характер. Кукла защищала фаркоп от грязи и не позволяла водителю вымазаться смазкой. Забрызганная грязью игрушка смотрелась странно и диковато, но выполняла роль своеобразного украшения. Этот пример дизайнерского творчества можно увидеть и сейчас, но гораздо реже, чем раньше.
Задняя подвеска
В советских автомобилях работа подвески вызывала у водителей большие вопросы. Конечно, она хорошо выполняла свои функции, но только до тех пор, пока машину не пытались загрузить сверх всякой меры, а такое происходило постоянно. Для советского человека автомобиль был рабочей лошадью, которая с одинаковым успехом помогала и доехать до работы, и довезти десяток мешков картошки. Правда, она скребла глушителем по дороге, но этот небольшой недостаток успешно исправлялся в автомастерской.
Способы использовались точно такие же, как и сейчас, а самым распространённым и простым были проставки. При этом задняя подвеска становилась чуть более жесткой, зато нагруженная машина не проседала до асфальта. Правда, не все водители отличались благоразумием, и вместо проставок ставили пружины от других автомобилей или вообще наращивали их длину. После подобного улучшения автомобиль превращался в норовистого жеребца: из-за постоянно приподнятой задней части, жесткой подвески и смещённого центра тяжести управлять им было не очень просто, а тормозить ещё сложнее. В современных мастерских такими приёмами пользуются и сейчас, и с теми же результатами.
Шторки и рюшечки
Вот уж что бросалось в глаза в советском автотюнинге, так это огромное разнообразие штор. Бытует мнение, что таким образом водители пытались хоть как-то создать внутри салона некое подобие приватности, заменяя занавесями обычную тонировку. В условиях глобального дефицита и отсутствия зарубежных товаров достать хоть где-нибудь тонировочную плёнку было практически невозможно. Лишь в 1990-х годах водители в полной мере смогли оценить все её преимущества.
Пока же её не было, водители приспособили всем привычные шторы разных форм и конструкций. Некоторые были совершенно непрозрачными и больше напоминали кухонную занавеску, другие выполняли только декоративную роль и состояли из каких-нибудь нитей. Третьи же и шторами нельзя было назвать, они представляли собой декоративную ленту с рюшечками и кисточками, которая вешалась у верхней кромки стекла. Явление это носило массовый характер, но при этом имело весьма сомнительную эстетическую ценность. Фактически автомобиль превращался в балдахин на колёсах и обладал очень своеобразным внешним видом.
Инженерный лайфхак
Ещё больше улучшений вносилось в конструкцию автомобиля. Сами по себе машины были совсем неидеальными, в них использовались дешёвые материалы, а качество сборки оставляло желать лучшего, из-за чего поломки иногда следовали одна за другой. Всё это заставляло идти на маленькие хитрости, порой совсем уж экзотические. Одна из них – тормозная жидкость в фарах. Советские фары герметичностью не отличались, в них накапливался конденсат, не говоря уже о дождевой воде, от чего страдало зеркальное покрытие и лампа. Поскольку загерметизировать фары оказалось задачей непосильной, водители стали наливать в низ немного тормозной жидкости. Она обладает ценным свойством – гигроскопичностью, поэтому успешно поглощала конденсат и просочившуюся воду, продлевая таким образом срок эксплуатации.
Тюнинг – беспощадное направление автомобильного творчества, от него страдает много машин, а некоторым достаётся больше чем другим.