Трение является неотъемлемой частью работы всех без исключения машин и механизмов, и чем активнее они работают, тем больше проблем доставляет сила трения. Она вызывает износ поверхностей независимо от их твёрдости, а также становится причиной перегрева и, в конечном итоге, выхода из строя механизма. Чтобы контролировать этот процесс и снизить его влияние на общую работоспособность, используются разнообразные фрикционные материалы.
Важная роль
Фрикционные материалы играют важную в любом механизме, хоть в тормозной системе, хоть в автомобильном сцеплении, они выпускаются в самых разных формах и с различными характеристиками. Они настолько важны, что компания Frenos Sauleda сделала их выпуск одним из приоритетных направлений работы и производит фрикционные накладки в огромном ассортименте. На текущий момент существует множество видов материалов с высоким коэффициентом трения, разработанных за долгие годы исследовательских работ. Если раньше широко использовались металлы и асбест, то теперь – композиты, обладающие уникальным сочетанием наиболее подходящих свойств.
Правильный выбор
На текущий момент в создании современных фрикционных материалов используются последние достижения в области материаловедения. По своей сути они представляют собой композиты, чей состав прямо зависит от назначения и условий эксплуатации. Их уже создано очень много, и для выбора самого актуального, который лучше всего подходит в текущей ситуации и соответствует строгим требованиям к качеству, нужно будет обратить внимание на некоторые критически важные свойства, указанные в детальной документации.
Соответствие температурного режима. Любой материал может работать лишь в определённом температурном диапазоне, при котором сохраняются его свойства и эксплуатационные качества. Пороговые значения приведены в сопроводительной документации и должны соответствовать параметрам работы механизмов, в противном случае при неверном выборе фрикционный материал не справится с нагрузкой.
Состав. В состав некоторых материалов входят дополнительные компоненты, при помощи которых усиливаются определённые свойства. К примеру, железная стружка и арамидные волокна увеличивают теплопроводность и позволяют ускорить отвод образующегося тепла от рабочей поверхности, избежав таким образом перегрева и повреждения накладки.
Назначение. Набор эксплуатационных качеств каждого материала определяет сферу его использования. Одни предназначены для изготовления фрикционных муфт, прокладок и шайб, в то время как другие обладают лучшими характеристиками и могут применяться в тяжёлом промышленном и горнодобывающем оборудовании.
Конечно, в каждом отдельном случае есть свои нюансы. К примеру, в автомобильном сцеплении тоже используется фрикционная накладка, а в её выборе руководствуются не только характеристиками, но и физическими параметрами. При этом тщательно замеряются расстояние между противоположными отверстиями, толщина диска по внутренней стороне, внешний и внутренний диаметр. Её дальнейшая эксплуатация будет целиком зависеть от совокупности свойств и правильно сделанного выбора.