Транспортная система – одна из важнейших сторон жизни современного мира. Благодаря дорогам и мостам пассажиры могут добраться до места назначения, а покупатели получают необходимые им товары. Правда, мосты по-прежнему далеки от абсолютной надёжности, несмотря на современные материалы и высокие технологии. За последнюю сотню лет зафиксировано множество обрушений, произошедших из-за природных катаклизмов и пресловутого человеческого фактора.
Мост Агувани-Султангандж, Индия, 2022-2023 гг.
По мнению некоторых жителей индийского штата Бихар, этот мост является проклятым. Строительство этого моста стартовало ещё в 2014 году, а должно было завершиться в 2019, но что-то постоянно шло не так. Подрядчик не смог как следует организовать проведение работ и следовать ранее установленному графику. Сроки сдачи объекта постоянно отодвигались, а в апреле 2022 года часть пролётов обрушилась в Ганг. Как потом определили, причиной стал ослабленный трос и некачественные материалы. Работы решили не останавливать, а новые пролёты монтировать на оставшихся неповреждёнными опорах.
Строительные работы продолжались до 4 июня текущего 2023 года, когда очевидцы стали свидетелями обрушения моста. Согласно сделанным впоследствии заявлениям, жертв никаких не было, а обрушение стало частью плановых работ по сносу моста, но многие в это не верят, поскольку никаких заявлений о запланированном демонтаже ранее сделано не было. Как рассказали на созванной пресс-конференции, конструкция имела серьёзные недостатки, поэтому снос был единственным выходом из ситуации.
Мост в городе Морби, Индия, 2022 год
В этой истории тоже много непонятного. Мост 230 метров существует примерно с 1900 года и уже успел превратиться в популярную достопримечательность среди туристов. За прошедшее время он неоднократно ремонтировался, а последний раз ремонтные работы проводились в 2022 году. Они начались в апреле и продолжались вплоть до 26 октября. Как заявил по окончании работ подрядчик, следующий ремонт потребовался бы не ранее чем через 8-10 лет, но что-то пошло не так.
Уже 30 октября, всего через несколько дней после открытия, мост рухнул в реку, на тот момент на нём находилось порядка двухсот человек, по большей части детей и подростков. На сохранившихся кадрах с камеры видеонаблюдения видно, что некоторые дурачились и раскачивали мост. Как потом установили во время расследования, трос не выдержал нагрузки. Всего во время обрушения погибло 135 человек, из которых 54 – дети.
Мост Такома-Нарроуз, США, 1940 год
Одна из самых громких историй связана с Такомским подвесным мостом длиной 1810 метров, соединяющим берега пролива Такома-Нарроус в штате Вашингтон, США. Его построили в 1940 году, а проектированием занимался Леон Моисеев, русский эмигрант. Переброшенная через пролив двухполосная автострада помогла улучшить транспортную ситуацию, но имелась одна проблема: во время проектирования был допущен целый ряд ошибок, поскольку конструкция не учитывала местные погодные условия. В итоге в ветреную погоду полотно моста ощутимо раскачивалось, из-за чего он получил прозвище Galloping Gertie (Галопирующая Герти). Конечно, на это обратили внимание, и развернулись дискуссии о том, как решить проблему. Через несколько месяцев было принято решение усилить конструкцию моста, но время было упущено.
Через 149 дней с момента открытия моста случилось неизбежное: погода поменялась не в лучшую сторону, и сильный порывистый ветер начал его раскачивать. Горизонтальные и вертикальные колебания вместе с кручением оказались настолько сильны, что конструкция не выдержала. Подвески центрального пролёта были недостаточно прочными и оборвались. Катастрофа с Такомским мостом вынудила власти закрыть в том числе и мост «Золотые ворота», специалистам требовалось убедиться, что его не постигнет та же участь.
https://youtu.be/qHJjX8egF58
Мост демонтировали, весь собранный металл продали, но этого было недостаточно, чтобы окупить проект. К тому же на тот момент шла война и денег на строительство попросту не было. Вспомнили о нём только в 1950-м коду, а на проведение всех работ потребовалось два года.
Мост через Миссисипи, США, 2007 год
Через город Миннеаполис, который находится в штате Миннесота, США, проходит трансамериканская трасса. Она берёт начало у границы с Канадой и упирается в границу с Мексикой, а в Миннеаполисе она проходит по мосту и пересекает один из многочисленных каналов на своём пути. Мост этот построили ещё в 1967 году, регулярно его проверяли на наличие дефектов, проводили периодическое обслуживание и ремонтировали при необходимости. Его длина составляла 581 метр, и опирался он всего лишь на две опоры, по одной на каждый берег канала.
По признанию профильных специалистов, подобная конструкция имеет существенный недостаток: появление трещины в одной из опор может иметь катастрофические последствия. Мост проектировался очень давно и современным требованиям, мягко говоря, не соответствовал. Тем не менее он по-прежнему находился в эксплуатации, обследовался и ремонтировался в 2006 году, а следующая проверка планировалась не раньше 2020. Впрочем, так долго он не протянул.
В 2007 году инженеры запланировали косметический ремонт – частичную замену дорожного полотна и ограждения. В 2007 году 1 августа как раз проводились ремонтные работы, когда с жутким грохотом разрушилась одна из опор. Мост не выдержал и разломился на несколько частей, которые рухнули в канал. Непосредственно над водой находился пролёт длиной около трёхсот метров, и по всей длине моста вплотную едва двигались легковые и грузовые машины, и даже один автобус с шестьюдесятью детьми. Часть водителей успели сдать назад, часть – добежать, около 50 машин упали вниз. Детей из автобуса удалось спасти, а всего пострадавших оказалось 60 человек, трое погибли, два десятка так и не нашли. Немногим позже причиной катастрофы полиция назвала некачественный ремонт в 2006 году.
Квебекский мост, Канада, 1907 год
В Канаде на реке Святого Лаврентия находится очень примечательное сооружение, самый большой в мире консольный Квебекский мост. Его длина составляет 987 метров, ширина 29 метров, а высота – 104. К 1905 году разработка чертежей была завершена, и вскоре началось строительство, но в его ходе стало очевидным, что в проектировании допустили несколько больших ошибок. Длина центрального пролёта составляла 540 метров и была очень тяжёлой, а ошибки в расчётах привели к ещё большему утяжелению. В итоге его вес оказался больше проектного на 3,2 тысячи тонн.
Несмотря на возможные последствия работы были продолжены. Согласно составленному расписанию, мост должны были запустить в эксплуатацию в 1908 году, но ещё раньше сказались промахи в проектировании. В середине июня 1907 года во время осмотра конструкции заметили отклонение балки на 8 миллиметров. Через полтора месяца отклонения можно было заметить невооружённым взглядом, а на конец августа смещение достигло 5 сантиметров, но работы главный инженер и не подумал останавливать. 29 августа балки не выдержали и сломались, центральный пролёт упал в реку. При этом погибло 76 рабочих.
К 1914 году проект был полностью пересчитан, в качестве материала использовали более прочную сталь, но быстро завершить строительство не удалось. Из-за сломавшейся опоры пролёт опять оказался в воде. Мост завершили только в 1917 году.
Среди всех архитектурных объектов мосты занимают особенное место, некоторые из них известны во всём мире.