Особо удачные проекты General Motors стали известны на весь мир и заработали производителю заслуженную славу, но далеко не все. Множество начинаний были прикрыты из-за их коммерческой несостоятельности, технической сложности или же непрактичности. К таким относится и Chevrolet EN-V 2.0, крошечный автономный микрокар, которому прочили большое будущее, а потом и вовсе о нём забыли.
Идеальный автомобиль
Стремление каждого производителя – создать идеальный автомобиль, будь то семейная машина, рабочая лошадка на каждый день, бизнес-класс или же машина для каршеринга. Причём последняя задача в определённом смысле самая сложная. В своё время компания General Motors пыталась решить эту проблему весьма оригинальным образом и даже преуспела в этом деле, но разработанный ею проект оказался плохо приспособленным к реальной жизни.
На самом деле идею беспилотного автомобиля представители General Motors подсмотрели на конкурсе DARPA Grand Challenge, где студенты одного из университетов представили собственный проект автономной машины. В качестве основы они использовали пикап Chevrolet Tahoe, снабдив его датчиками, камерами и радарами. Со своим проектом они завоевали первое место, а для GM это послужило большим стимулом для открытия нового направления в работе. Они сочли идею беспилотного транспортного средства весьма перспективной и полезной в условиях города. По мнению инженеров из GM, новый автомобиль должен был быть чрезвычайно компактным, обладать минимальным весом и большой маневренностью, чтобы передвигаться в условиях загруженных улиц и парковаться там, где практически невозможно поставить обычный автомобиль.
Для создания персонального транспортного средства привлекли специалистов из компании Segway и открыли вместе с ними совместный проект, в рамках которого и появилась экспериментальная платформа PUMA. Это был довольно несуразный двухместный автомобиль, некая помесь сегвея и микромобиля.
Chevrolet EN-V
На тот момент компания Segway активно работала над одноимённым транспортным средством, оснащённым системой самобалансировки, сегвеем. Центральное место в нём занимал гироскоп, при помощи которого определялась текущая ориентация в пространстве, а также электродвигатели, корректировавшие положение, если сегвей отклонялся от вертикали. Для инженеров из GM это был практически идеальный вариант. Транспортное средство представляло собой небольшую открытую платформу с колёсами, а также не нуждалось в громоздком двигателе или трансмиссии. Построенная по такому принципу платформа PUMA представляла собой двухколёсную кабину с двумя сиденьями внутри и плексигласовым щитком, защищавшим от ветра.
Дальнейшим развитием этой идеи стал смешной электромобиль EN-V, а его воплощение в жизнь разделили между тремя подразделениями General Motors в Европе, Австралии и в Соединённых Штатах (штат Калифорния). Все три прототипа были готовы в 2010 году и представлены в Шанхае на выставке Expo-2010. Они имели совершенно разный дизайн, но по техническому исполнению были очень похожи. При этом австралийское отделение показало весьма забавный микрокар с мультяшной внешностью. По размерам все три прототипа различались, но ширина у них превышала длину. Центрального мотора у них не было, вместо этого использовались два мотор-колеса, где электродвигатели размещались прямо в ступице. В трансмиссии такой электрокар не нуждался, что и позволило сделать его очень компактным и лёгким. Весил он всего около 500 килограмм.
Колёса поддерживали платформу, на которой монтировалась аккумуляторная батарея и управляющая электроника, а сверху устанавливался купол кабины. Электромобиль был двухместный, а управлялся он автопилотом. Сведения о внешнем мире EN-V получал от камер, и ультразвуковых радаров, местоположение определял при помощи электронных карт и встроенного модуля GPS, а связь поддерживал через постоянное подключение к глобальной сети. Конструкторы обеспечили его интересной возможностью: радиомодуль с небольшим радиусом действия позволял связываться с находящимися поблизости EN-V, при необходимости обмениваться информацией и корректировать маршруты, если они пересекались. Электромобиль умел следовать по проложенному маршруту, корректировать его с учётом препятствий, парковаться и даже приезжать на вызов по конкретному адресу.
Суммарно два электромотора обеспечивали мощность 24 лошадиные силы и 440 Нм крутящего момента, а энергии в аккумуляторах хватало примерно на 40 километров. Скорость транспортного средства ограничили искусственно на уровне 40 км/ч. Связка электродвигателей и системы управления оказалась настолько эффективной, что беспилотник мог остановиться на полном ходу, если перед ним внезапно появлялась помеха, к примеру, человек, перебегающий дорогу.
Chevrolet EN-V 2.0
Вот только из этой затеи толкового ничего не вышло. Как показала практика, система самобалансировки куда менее надёжна, чем четыре колеса. В итоге от неё отказались и разработали вторую версию электрокара, четырёхколёсную. Дальнейшим развитием проекта занимались специалисты Chevrolet. Они доработали электромобиль, увеличили его кабину и даже добавили багажное отделение.
Правда, проект всё равно себя не оправдал. Эксплуатация в реальных условиях оказалась совсем непохожей на теоретические выкладки. После всестороннего тестирования электрокар попробовали запустить через стартап, но дела шли неважно, и в итоге тот закрылся.
Другие производители тоже время от времени делают попытки построить миниатюрный сити-кар и стараются добавить им уникальных возможностей, например, менять ширину колеи.