
Японские автомобили издавна участвуют в соревнованиях разного уровня и успели заработать себе хорошую репутацию. Сначала их смогли оценить гонщики на сложных трассах, а потом и любители быстрой езды, когда сели за руль омологированных версий.
Toyota Corolla GT (AE86)
Легендарный AE86 появился в 1983 году и сразу же стал культовым среди любителей гонок. Секрет его успеха оказался прост: небольшой вес, задний привод и атмосферный двигатель, который не боялся высоких оборотов. Под капотом стоял 1.6-литровый мотор 4A-GE с технологией DOHC, выдававший 130 лошадиных сил, а в сочетании с малым весом в 970 килограммов этот автомобиль оказался очень неплох в гонках. Омологация позволила Toyota выставлять AE86 в ралли Группы A, где машина проявила себя надежной и быстрой, способной составить достойную конкуренцию соперникам. Крепкая подвеска, точный руль и жесткий характер сделали его любимцем гонщиков, а позже и дрифтеров. Помимо раллийных успехов, AE86 стал очень популярной моделью в любительских дрифт-соревнованиях. В итоге именно эта машина сыграла не последнюю роль в развитии японской дрифт-культуры, задав стандарты для будущих поколений спорткаров Toyota. Сегодня AE86 остается желанным экземпляром среди коллекционеров, а использованные в машине принципы по наследству достались новым поколениям заднеприводных моделей Toyota.
Toyota Corolla WRC (E110)
В 1997 году Toyota выпустила полноприводный хэтчбек, который был разработан специально для участия в чемпионате мира по ралли. В основе его конструкции лежала дорожная версия E110, но в гоночной модификации инженеры серьезно доработали шасси и силовой агрегат. Турбированный мотор объемом 2.0 литра развивал 300 лошадей, а система полного привода обеспечивала отменное сцепление на любом покрытии. В WRC эта модель продержалась недолго, но успела запомниться стабильными результатами и победой в Туре де Корс в 1998 году. Программа была завершена в 1999 году, но Corolla WRC показала себя вполне конкурентоспособной и оставила след в развитии компании. Вскоре после этого Toyota оставила ралли и переключилась на участие в Формуле 1, а накопленный опыт пригодился в создании других спортивных моделей. В последние годы вновь появился интерес к Corolla WRC, а причина тому – интерес к классическим раллийным автомобилям.
Toyota GR Yaris (XP210)
Хэтчбек GR Yaris представили в 2020 году, а разработали его с учетом требований омологации для участия в WRC. Это не просто спортивная версия обычной модели, а совершенно отдельный автомобиль. В отличие от стандартного Yaris, у GR-версии купеобразный кузов с алюминиевыми панелями, карбоновая крыша и значительно усиленная конструкция. Под капотом был установлен 1.6-литровый трехцилиндровый турбомотор мощностью 261 л.с., работавший с шестиступенчатой механикой и полным приводом. Снаряженная масса составила всего 1280 кг, а малый вес и маневренность быстро сделали Toyota GR Yaris хитом среди любителей ралли. Его появление ознаменовало новую эру спортивных хэтчбеков, когда их стали забывать на фоне гибридов и электрокаров. Популярность модели вышла за пределы раллийного мира, а бензиновый спорткар быстро приблизился к статусу культового.
Honda Civic SiR (EF9, EG6, EK4, EK9)
Линейка спортивных версий Civic появилась в конце 80-х и неоднократно омологировалась для участия в Группе A и N. Первым ярким представителем стал Civic SiR EF9, дебютировавший в 1989 году. В нем появился революционный 1.6-литровый двигатель B16A с системой VTEC, который выдавал 160 лошадиных сил при 7600 об/мин, а легкость и маневренность сделали его конкурентоспособным на треке. В дальнейшем эстафету приняли EG6, EK4 и EK9 – каждый последующий Civic становился мощнее и технологичнее, оставаясь при этом легким и маневренным, а версия EK9 Type R, получившая еще более жесткий кузов и улучшенные настройки подвески, стала настоящей звездой. В Японии этот автомобиль быстро заслужил звание культового благодаря доступности и огромному потенциалу для доработок, а в мировых туринговых сериях Honda продолжала демонстрировать выдающиеся результаты. Даже сегодня старые Civic SiR ценятся среди автолюбителей.
Mitsubishi Mirage Cyborg R (CA, CJ)
Спортивная версия компактного Mitsubishi Mirage была создана специально для раллийных соревнований. В 1987 году на базе CA появился Cyborg R с двухвальным 1.6-литровым мотором DOHC, который выдавал 145 лошадиных сил, а позже, в 90-х, появился более продвинутый CJ с системой MIVEC, увеличившей отдачу до 175 л.с. Легкий кузов и короткая колесная база позволяли Mirage уверенно чувствовать себя на извилистых трассах. Эти автомобили использовались в японских и международных раллийных сериях, где зарекомендовали себя как надежные и быстрые машины. Хотя Mirage так и не добился мировой славы, он стал важной частью спортивного наследия Mitsubishi. Кроме того, его инженерные решения повлияли на развитие следующего поколения спортивных моделей марки, включая легендарные Lancer Evolution. Сейчас Mirage Cyborg R остается редким и ценным представителем японской спортивной школы.
Mazda Familia/323 GT-X, GT-R (BF, BG)
В середине 80-х Mazda решила заявить о себе в мире ралли, представив полноприводные версии Familia (в Европе – 323). В 1985 году вышел GT-X (BF) с турбомотором мощностью 140 лошадиных сил, а спустя несколько лет, в 1989-м, появился еще более продвинутый GT-R (BG), который получил 185-сильный 1.8-литровый двигатель. Полный привод и агрессивный характер делали эти машины серьезными конкурентами на раллийных трассах, и Mazda активно использовала их в Группе A, где они показывали достойные результаты. Впоследствии компания сосредоточилась на других дисциплинах, а Familia GT-R навсегда осталась частью истории японского автоспорта. Сегодня эти модели стали редкостью и имеют коллекционную ценность, а их влияние прослеживается в последующих спортивных разработках Mazda.
Nissan Pulsar GTI-R (RNN14)
В начале 90-х Nissan решил бросить вызов лидерам ралли, представив в 1990 году Pulsar GTI-R. Этот компактный хэтчбек был оснащен 2.0-литровым турбомотором SR20DET, развивавшим 230 л.с., и системой полного привода ATTESA. Уникальный обвес с массивным капотом воздухозаборника сразу выдавал спортивный характер машины. Pulsar GTI-R разрабатывался для участия в Группе A, но в WRC ему не удалось достичь значительных успехов. Тем не менее на национальных чемпионатах и любительских гонках этот автомобиль зарекомендовал себя как невероятно быстрый. Сегодня его очень ценят коллекционеры, а фанаты на основе его двигателя создают интересные тюнинг-проекты. Nissan Pulsar GTI-R был смелым спортивным экспериментом и занял особое место среди японских спортивных хэтчбеков 90-х.
Для участия в гонках всегда создавали интересные автомобили, а самые необычные из них разрабатывались для участия в гонках 24 Heures du Mans.