Машины разминирования: Кто такой «Змей Горыныч» и почему его так назвали

Мины – одно из самых больших достижений военно-промышленного комплекса. С их помощью можно организовать эффективную оборону и остановить наступление. Правда, противник делает то же самое, поэтому приходится изобретать специальные машины для разминирования, которые помогают быстро преодолевать минные поля. Одна из них наиболее эффектных и эффективных – УР-67 «Змей Горыныч».

Минная проблема

Современные мины могут нанести сокрушительный урон любой армии, независимо от её численности и степени оснащения техникой. Новейшие технологии превратили мины в эффективное средство поражения техники и живой силы, от них не спасает даже серьёзное бронирование. Самое же интересное, что минировать можно участки очень большой протяжённости, создавая минные поля глубиной в несколько километров. Мин конечно же, на возведение подобных заграждений расходуется очень много, зато противник не имеет возможности атаковать безнаказанно.

Попытка прокатиться по минному полю на танке сопряжена с огромным риском, не говоря уже о сравнительно плохо защищённых десантных машинах. Грамотно построенные заграждения могут остановить практически любое наступление, особенно если они подкреплены поддержкой артиллерии. Именно поэтому вперёд пускают инженерные подразделения, которые обезвреживают мины и готовят проходы в минных полях. Самый же быстрый способ это сделать — взорвать их.

Взрывной минный трал

Обезвреживать мины вручную – долгий, утомительный и очень опасный процесс, особенно если речь идёт о поле боя. Советские специалисты тоже работали над решением этой проблемы. Первооткрывателями в этой области они не стали, но постоянно следили за разработками в других странах. Первыми в создании техники для борьбы с инженерными заграждениями стали англичане, в 1912 году они придумали «Бангалорскую торпеду». Она представляла собой пятиметровую трубу, заряженную почти тридцатью килограммами взрывчатки. Правда, её использовали не для обезвреживания минных полей, а против заграждений из колючей проволоки, которые наносили серьёзный вред пехоте. Несколько взорванных «торпед» полностью разрушали достаточно большой участок заграждений, чтобы в образовавшуюся брешь могли пройти солдаты.

В Советском Союзе работы в этом направлении начались только после окончания Великой Отечественной войны. Советские специалисты решили не изобретать велосипед, переняли опыт англичан и создали нечто своё. Первая их разработка У3 была очень близка к оригиналу: танк, выполнявший роль трала, вытаскивал на минное поле связку «торпед», зарядов разминирования. Каждый заряд подставлял собой три двухметровые трубы толщиной около семи сантиметров. Каждая из них заполнялась тротилом в количестве 5,2 килограмма, а потом они скреплялись в виде звезды. Подрыв нескольких «торпед» создавал ударную волну и вызывал детонацию окружающих мин. После их срабатывания образовывался безопасный коридор шириной шесть метров, по нему мог двигаться личный состав и бронетехника.

Несмотря на продемонстрированную эффективность, такой способ разминирования вызывал большие сомнения. Подготовка к нему требовала очень много времени и была связана с большой опасностью, поскольку по инженерному подразделению наверняка открыли бы огонь. Тогда у инженеров родилась весьма оригинальная идея – заставить заряды самостоятельно выскакивать на минное поле, и делать это они должны были очень быстро. Для этих целей приспособили связку из нескольких твердотопливных реактивных двигателей от ракет. Такой процесс разминирования не должен был занять слишком много времени, но возникшие проблемы оказались практически нерешаемыми. Инженеры так и не смогли добиться их одновременной активации, поэтому полёт был очень хаотичным, а любое препятствие на пути или слишком большой уклон приводили к катастрофе. В итоге установка УЗ-3Р с рёвом, дымом и пламенем неслась по полю и выделывала акробатические кульбиты. За такое не совсем адекватное поведение ей дали прозвище «Змея Горыныча», которое впоследствии закрепилось за всеми последующими установками.

После долгого процесса проб и ошибок специалисты разработали машину УР-67, которую можно было с полным правом назвать родоначальником этого вида инженерной техники. Её приняли на вооружение в 1968 году, и установка продемонстрировала большой потенциал. Она базировалась на шасси от бронетранспортёра БТР-50ПК, а сверху находилась сама установка. Заряд для неё был очень интересным. Фактически он представлял собой два гибких шланга длиной по 83 метра, и каждый из них был заполнен тротилом, а его суммарный вес составлял 665 килограмм. Принцип действия у него был аналогичным старому: мины подрывались при помощи большого количества взрывчатого вещества.

Для запуска пиротехнического заряда использовалась твердотопливная ракета, к которой при помощи троса крепился шланг со взрывчаткой. Сама процедура запуска была не менее интересной, чем снаряд. Как только производился выстрел, водитель должен был сдать назад, чтобы заряд расправился в воздухе и правильно упал на землю. Дальность была небольшой, всего 300-350 метров, но этого вполне хватало для решения задач. К концу заряда крепился тормозной трос его помощью также активировался электрозапал и осуществлялся подрыв. В результате получался коридор длиной восемьдесят метров и шириной шесть.

Конечно, эффективность УР-67 не была абсолютной, установка имела много проблем, но с ними мирились из-за возможности быстро создать проход в минном поле. Проще всего обстояло дело с противопехотными минами, они легко взрывались после детонации шнура, а если этого не происходило, они чаще всего выбрасывались взрывной волной за пределы безопасного коридора. Главная же цель установки, противотанковые мины, причиняли куда больше проблем, поскольку детонировали не все. Если у мины имелся взрыватель с двухкратным нажатием, она могла и не сработать, но в части случаев взрыватель вообще выходил из строя от удара. Аналогичная проблема была с магнитными взрывателями. Впоследствии шнур заменили на более длинный, а в 1978 году на вооружение приняли новую установку УР-77 «Метеорит», которая находится в эксплуатации до сих пор.

Установка минных заграждений превратилась в настоящее искусство, для этого даже разработали специальную технику. К примеру, на вооружении российской армии стоит минный заградитель «Земледелие».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓