Перспективные самолёты-неудачники, не дожившие до серийного производства. Часть 2

За всю историю самолётостроения было построено гораздо больше боевых самолётов, чем в конечном итоге выпущено. Одни просто отбраковывались, поскольку идея «не зашла» и оказалась тупиковой, в разработке других появились нерешаемые технические проблемы, ну а третьи, хоть и были чрезвычайно перспективными, оказались не к месту и не ко времени.

Bae P.125

С перспективной технологией, снижающей заметность самолёта, работали не только в Соединённых Штатах или в России, но и в Великобритании. Она обещала большие преимущества на поле боя, и англичане прилагали большие усилия в этом направлении. У них всё шло настолько хорошо, что они первыми смогли разработать и испытать новейшее защитное покрытие, поглощающее радиоволны. Начиналось всё с создания защиты для ядерного оружия, а закончилось всё проектом стелс-самолёта Bae P.125.

Перспективный ударный самолёт планировали выпускать в двух версиях: в обычной компоновке и с использованием вертикального взлёта и посадки. Планер для него разрабатывался отдельно, и в него вложили очень много интересных технологий, причём он до сих пор остаётся чем-то уникальным. Согласно некоторым оценкам, он должен был оказаться не хуже F-35, но правительство предпочло купить готовый американский истребитель, а программу в итоге забросили.

В-100

Винтокрылые машины – настоящая экзотика, и в Советском Союзе не раз открывались проекты по созданию подобных машин. Один из них – винтокрыл В-100, разработанный в конструкторском бюро Камова. Проектные работы начались в 1975 году, и военные возлагали на него большие надежды. Даже внешность В-100 была более чем экзотичной, внешний вид напоминал американский штурмовик A-10 Thunderbolt II, у того была похожая компоновка.

От самолёта ему достались крылья и пара газотурбинных двигателей суммарной мощностью около 10 тысяч лошадиных сил. От вертолёта – три винта. Два из них находились непосредственно на крыльях, а третий сзади. Все три винта приводились в действие газотурбинными двигателями, откуда крутящий момент передавался при помощи валов. При этом дальность полёта должна была составить до 700 километров на скорости до 450 км/ч, а потолок – 6,5 километра. Предполагалось, что винтокрыл сможет нести на себе самое разнообразное вооружение, включая авиационные пушки, бомбы и ракеты разных типов, в том числе и для поражения наземных целей. Он обладал компактными размерами и его можно было при необходимости базировать на авианосцах. До технической реализации проект не дожил, он оказался технически слишком сложным.

Dassault Mirage 4000

Изначально этот перспективный истребитель был рассчитан на зарубежного покупателя и должен был стать отличным конкурентам для Су-27 и F-15. Его разработкой занималась французская частная компания «Дассо Авиасьон» ещё в 1970-х годах. Первый прототип был готов в 1979 году, и тогда же состоялись первые лётные испытания. Ещё во время разработки и тестирования базовой конструкции часть металлических элементов, в том числе и крыла, заменили на углепластиковые. В итоге это позволило снизить вес и взять на борт в четыре раза больше топлива, чем было изначально.

Основными заказчиками стали Саудовская Аравия и Иран, которые заключили соответствующие договора на поставку. Правда, из-за изменившейся ситуации эти страны в итоге отказались закупать истребители и финансировать дальнейшие работы, поэтому в конце 1980-х годов проект свернули, а истребитель Dassault Mirage 4000 превратили в летающую лабораторию, при помощи которой конструкторы проверяли свои идеи.

Lockheed CL-1200 Lancer

Это ещё один экспортный самолёт, на этот раз американский. Lockheed CL-1200 Lancer базировался на уже существующем истребителе F-104 и имел с ним очень много общего, включая комплектную базу и даже инструменты для технического обслуживания. Его разработка началась в 1960-х годах, и предполагалось, что истребитель сможет составить серьёзную конкуренцию уже имеющимся боевым самолётам.

Базовую конструкцию F-104 подвергли глубокой модернизации, в частности, изменили форму и расположение крыла, а также увеличили хвостовое оперение. Лётные характеристики истребителя должны были сильно вырасти. Впрочем, всё оказалось не настолько радужно. Осенью 1970 года Lockheed CL-1200 Lancer принимал участие в соревнованиях и выиграть их не смог. Куда лучшие результаты показал Northrop F-5, интерес к CL-1200, поэтому работу над проектом остановили.

Bell XF-109

Этот самолёт был очень своеобразным, и цель его создания была тоже необычной. С его помощью военные пытались решить большую проблему, а именно, заставить самолёт взлететь либо с очень короткой взлётно-посадочной полосы, либо вообще без неё. Конечно, на это были способны вертолёты, но они не могли лететь с достаточно большой скоростью, обладали слишком маленьким радиусом действия и не могли выполнять аналогичные боевые миссии.

Компания Bell приступила к проектным работам над самолётом в 1955 году, причём сразу над двумя модификациями. Первая предназначалась для взлёта с палубы сравнительно небольших кораблей, которые не могли выполнять функции авианосца, а вторая создавалась для морской пехоты. В обоих случаях планировалось обеспечить XF-109 скоростью два Маха. Правда, чтобы обеспечить достаточный уровень тяги, потребовалась установка целых восьми реактивных двигателей. Два были направлены вертикально в передней части возле кабины, два располагались горизонтально сзади, а четыре размещались на крыльях, которые могли поворачиваться на угол 100 градусов. Расчётные характеристики были впечатляющими: скорость в два раза больше скорости звука, дальность полёта 100 километров, потолок 18 тысяч метров и при этом приличный набор оружия. К сожалению, идея появилась преждевременно, по здравому рассуждению разработку закрыли ещё до завершения проектных работ.

Нестандартные самолёты – это её не самое странное, ещё интереснее наблюдать, как их ремонтируют прямо на лётном поле при помощи скотча.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓