Ещё в довоенное время, в 1930-х годах на улицах советских городов появились необычные машины, трудившиеся в любое время дня и ночи, зимой и летом вне зависимости от погоды. Они мыли улицы, собирали мусор, поливали газоны и выполняли другую работу для того, чтобы жители городов могли наслаждаться комфортом и порядком.
Самые первые
Первые «уличные труженики» появились ближе к середине 1930-х годов. В конструкторском бюро, принадлежавшем Управлению благоустройством Москвы, разработали собственный вариант автомобилей, которые уже использовались городскими службами Германии, по их образу и подобию. В городе должен был быть порядок, а поддерживать его становилось всё труднее.
Основой для первой «подметалки» послужил грузовик ГАЗ-АА. Подметально-уборочная машина ПУ-2 оборудовалась тремя щётками, одна широкая цилиндрическая располагалась сзади, а две круглые расположили по бокам грузовика, накрыв их кожухами. Роль переднего бампера выполняла штанга, на которой смонтировали брызговики. Сзади вместо привычного бортового кузова располагался закрытый покатый фургон с баком для мусора и ёмкостью для воды.
Машина успешно справлялась со своими обязанностями, но при этом была слишком неуклюжей и с трудом маневрировала. В итоге было решено изменить конструкцию и выпустить более «удобную» подметальную машину. Именно такой стала ПУ-5, выпущенная в 1938 году. Её главным отличием стал облегчённый и менее громоздкий кузов. Также отсутствовали защитные кожухи на боковых щётках, за счёт чего она казалась более аккуратной.
В 1945 году появилась усовершенствованная модель ПУ-7, оснащённая большим баком объёмом 400 литров, мусор в который доставлялся при помощи транспортёра. Суммарная ширина щёток была достаточной, чтобы убирать за один заход широкую полосу. Все щётки и транспортёр приводились в действие при помощи коробки отбора мощности.
Как показал дальнейший опыт использования «подметалок» и «поливалок», инженеры двигались в нужном направлении. Впоследствии они смогли разнообразить функционал, создав поливальную машину ПМ-4 на базе грузовика ЯГ-4. В цистерну помещалось от 4 до 5,5 тонны воды, а спереди устанавливались два сопла, при помощи которых можно было обработать большую территорию. В дальнейшем оснащение моечных машин дополнили щётками и снегоочистителями.
Вплоть до 1956 года продолжались попытки модернизации и создания более удобных моделей на основе штатных грузовиков общего назначения и даже на некоторых в военном исполнении. В итоге инженеры и руководство пришли к выводу, что таких усилий мало для создания эффективной уборочной машины. Различные насадки, помпы и навесное оборудование не спасали положения, поэтому в 1956 году на собственном экспериментальном предприятии коммунальщики начали разработку специализированной машины для уборки улиц.
Серийные модели
Первой серийной поливально-уборочной машиной стала ПУ-20 на базе ГАЗ-51, собранная к концу 1950-х. Она оснащалась двумя щётками, которые собирали весь мусор к продольной оси грузовика, откуда тот сметался основной щёткой и подавался в бункер, имевший объём 1 кубический метр. Вместе с ним устанавливался такой же по объёму бак для воды, её разбрызгивали через форсунки, чтобы уменьшить количество пыли во время уборки. Вся механика приводилась в действие через коробку отбора мощности, поэтому и расход топлива был ощутимым – до 65,5 литров на каждую «сотню».
В начале 1960-х начали использовать шасси самосвала ГАЗ-53-02. Его выбрали ради усиленной конструкции, чтобы создать машину, способную работать в любое время года. В остальном же конструкция ПУ-53 осталась прежней, разве что вместо одного стационарного контейнера для мусора установили два съёмных, что намного облегчило работу.
В 1966 году увидел свет совершенно новый проект, вакуумная подметально-уборочная машина. Её разработка велась ещё с 1950-х годов. В основе ВПМ-53 лежит шасси грузовика ГАЗ-53А. Вместо скребкового конвейера здесь использовался вакуумный рукав, засасывающий всё, что собирали щётки и направляли в его скребок. Весь мусор осаживался при помощи циклона, а выгрузка его происходила как в обычном самосвале. Максимальная вместимость «подметалки» составляла 2 тонны мусора.
Помимо «подметалок» широко использовались и поливально-моечные машины. Все они оснащались баком для воды объёмом несколько кубометров, мощной помпой и насадками, в некоторых моделях управляемыми из кабины. С их помощью мыли асфальт мощным потоком воды в радиусе нескольких метров, а поливочная дальность достигала 18-20. Первую из них, экспериментальную машину ПМ-8, собрали ещё в 1955 году, а на её основе создали ПМ-10 с тремя соплами.
Вероятно, самой массовой моделью стала моечная машина ПМ-130 на платформе ЗИЛ-130 и её модификации. Помпа приводилась в действие при помощи карданного привода и коробки отбора мощности, на грузовой платформе размещали цистерну для воды. Дополнительно «поливалка» ПМ-130 оснащалась щётками для мытья дорожного полотна, а зимой на грузовик ставили плуг и успешно использовали для уборки снега.
Грузовики совершено необязательно должны быть большими. Некоторые из них вполне могут претендовать на звание самого маленького грузовика в мире.