Огненные бомбардировщики: как летающие машины борются с огненными стихиями

Пожарные машины хороши для городских условий, где пожар локализован на ограниченной площади, а команды по тушению часто работают в помещениях. Для огромных открытых пространств подобная тактика не подходит, здесь широко используются специализированные самолёты.

C-130 Hercules

«Геркулес» — один из самых известных военных транспортных самолётов в мире. Его ввели в эксплуатацию ещё в 1956 году и используют до сих пор. За это время для него разработали несколько десятков модификаций, и одна из них – пожарная.

Основное её отличие от прочих самолётов – воздушная система пожаротушения. Она имеет модульную конструкцию и может быть установлена на любой самолёт после некоторых модификаций. MAFFS включает в себя несколько ёмкостей общим объёмом 15 тысяч литров, мощные насосы и управляющий блок. При этом система пожаротушения может заправляться как водой, так и специальным составом, антипиреном, который блокирует доступ кислорода и прекращает горение.

На заправку самолёта уходит всего 12 минут, после чего он отправляется тушить пожар. Вода или антипирен сбрасывается над целью через внешние дюзы весь целиком или за несколько раз. Пожарные самолёты C-130 Hercules активно используются во время тушения лесных и степных пожаров.

DC-10 Air Tanker

Самолёт DC-10 за всё время своей эксплуатации зарекомендовал себя не самым лучшим образом. Целый ряд конструктивных недостатков стали причиной многочисленных аварий, унесших жизни сотен людей. Тем не менее самолёт до сих пор находится в эксплуатации и используется в том числе для тушения пожаров. Правда, для этих целей он прошёл глубокую модернизацию.

Компания 10 Tanker Air Carrier была создана специально для постройки пожарных самолётов, она не строит их с нуля, а занимается их модернизацией и переоборудованием. Проект по созданию своего первого самолёта компания начала ещё в 2002 году. Два года у её специалистов ушло на проработку различных технических решений и испытания ради проверки их работоспособности. К 2004 году команда инженеров и конструкторов разработала пакет модификаций для превращения магистрального авиалайнера в большую пожарную машину.

Изначально они собирались использовать самолёт McDonnell Douglas DC-10, поэтому все работы рассчитывались конкретно для его конструкции. В 2004 году компания выкупила авиалайнер выпуска 1975 года и разобрала едва ли не до винтика, чтобы полностью изменить его конструкцию. Внутри нашли место три резервуара, рассчитанные на 42 тысячи литров, они заправляются либо водой, либо спецсоставом. При этом скорость сброса контролируется пилотами, а на полное опустошение баков уходит всего 8 секунд. После сброса водой покрывается полоса шириной 91 метра и длиной 1,6 километра.

747 Supertanker

Всего пожарных самолётов DC-10 Air Tanker было изготовлено пять штук, и только один из них по техническим причинам был выведен из эксплуатации. Все остальные до сих пор успешно работают и принимают активное участие в тушении пожаров. По сравнению с ними 747 Supertanker выглядит настоящим неудачником.

В своё время Boeing 747 в течение 36 лет удерживал звание самого тяжёлого и большого авиалайнера в мире. Неудивительно, что именно его и выбрали для постройки летающей пожарной машины. Его разработкой занималась компания Evergreen International Aviation после того, как в 2002 году по Соединённым Штатам прокатилась волна глобальны пожаров, а два самолёта потерпели крушение во время тушения. 747 Supertanker был способен за один заход обработать полосу длиной 4,8 километра и шириной 46 метров.

Всего самолётов было построено три. Первый из них поднялся в воздух ещё в 2004 году, но производитель так и не ввёл его в эксплуатацию. Испытания второго завершили в 2009 году, и тогда же его приняли на службу. 31 августа 2009 года его использовали во время пожаров в южном штате Калифорния, после чего пожарный самолёт ушёл на покой. Третий построили после того, как производитель сменил владельца. Его использовали для тушения пожаров в разных странах с 2017 по 2021 год, после чего вывели из эксплуатации.

Бе-200

Из представленных пожарных самолётов Бе-200 – самый маленький, но при этом самый интересный. Его построили в России, и на это ушло 10 лет. Разработка началась уже после распада СССР, в 1993 году в ОКБ Бериева. Одним из главных направлений работы этого конструкторского бюро являются морские самолёты-амфибии, что в значительной мере и повлияло на итоговый результат.

Главное преимущество пожарных самолётов – возможность работы в самых отдалённых регионах, где воду в нужных количествах взять неоткуда, но и они имеют целый ряд ограничений. К примеру, им нужно заправляться водой, а значит, пилотам приходится лететь на аэродром и потом возвращаться обратно, что занимает много времени. Перед ними у Бе-200 есть большое преимущество: ему это делать не обязательно.

Пожарный самолёт Бе-200 был разработан с нуля, и его создали специально для работы вблизи любого водоёма. Нижняя часть его фюзеляжа представляет собой глиссер, поверхность с тщательно рассчитанной формой, благодаря которой самолёт может скользить по воде. При этом его двигатели расположены над крылом и хорошо защищены от случайного погружения в воду.

Баки пожарного самолёта рассчитаны на 12 тонн, а запас он может пополнить практически сразу после тушения. После сброса он отправляется не на аэродром, а к побережью, где он может зачерпнуть воды при помощи специального устройства для её забора. При этом пилот снижает скорость, спускается к поверхности моря и буквально «макает» днище самолёта. Как только вода под давлением заполнит резервуары, можно сделать ещё один заход для тушения. Главное ограничение – запас топлива, а его хватает на 3100 километров.

Пожарные машины могут быть настолько разнообразными, что способны удивить даже специалистов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓