Использование вертолётов военными имеет свои нюансы часть из них касаются непосредственно безопасности экипажа, личного состава и машины в целом. Правда, достичь приемлемых результатов бывает очень сложно, поэтому и появляются очень странные изобретения, такое как «Многоствольное орудие типа XM215».
Беззащитный вертолёт
UH-1 «Ирокез» – самый узнаваемый вертолёт в мире и, возможно, самый массовый. Их выпускали в Соединённых Штатах в огромном количестве, и немалая их часть отправилась на войну во Вьетнаме. Эта винтокрылая машина славилась своей уникальностью, она с лёгкостью выполняла роль и ударного вертолёта, и десантного. Его максимальная скорость достигала 259 км/ч, при этом на внешней подвеске вертолёт мог нести около трёх тонн. В качестве штатного вооружения использовались пара пулемётов калибра 7,62 миллиметра, а также неуправляемые ракеты. «Ирокез» и его модификации использовались для нанесения ударов по наземным целям, эвакуации раненых, для перевозки личного состава и сопровождения грузовых вертолётов.
Фактически вертолёт был единственным видом транспорта, на котором можно было передвигаться по настолько непростой местности. В сплошном море джунглей дороги часто минировались или на них устраивались засады. В любом случае дороги были большой редкостью и на них сложно было полагаться. Поэтому американцы предпочитали передвигаться на вертолётах. Правда, это занятие было совсем не безопасным.
Противник слишком хорошо знал, как передвигаются американские солдаты, поэтому готовил засады. Нападение же следовало в то время, когда вертолёт был наиболее уязвим – во время посадки. Конечно, вертолёт защищали некоторым бронированием, хоть его явно было недостаточно. Впрочем, вся проблема была не в этом. Военные старались увеличить грузоподъёмность, чтобы вертолёт мог нести больше вооружений или личного состава, поэтому из выкидывалось всё лишнее, включая сиденья и даже бронирование. В результате и так плохо защищённый вертолёт превращался в консервную банку, которая простреливалась с земли со всех сторон. Итог был закономерен – огромное количество «Ирокезов» выходило из строя, гибли пилоты и стрелки. Командованию нужен был способ защитить вертолёты или предупредить нападение на них.
Свинцовая защита
Поскольку снабдить вертолёты бронированием было принципиально невозможно, военные подумали о разработке оружия, которое было бы способно за относительно короткое время подавить возможного противника на поверхности земли. Пулемёты для этого явно не подходили: невозможно прямо во время посадки быстро поднять вертолёт и развернуть его, чтобы открыть огонь. Вместо этого придумали оружие, которое способно не просто открыть огонь по противнику, но и превратить его в настоящий свинцовый ливень. При этом оружие должно было быть максимально простым и иметь примитивное управление, чтобы его можно было применить всего за несколько секунд без долгих размышлений, выхода на линию огня и прицеливания.
Идея была интересная, но очень противоречивая. Её реализацию доверили американской компании MRC Corporation, специалистам которой пришлось изрядно поломать голову над новым видом вооружений. Итогом стал «Многоствольное орудие типа XM215», как назвали очень странное и до тех пор невиданное устройство. Оно представляло собой стальную пластину, в которую было вмонтировано множество тонких трубок. Фактически это был большой многозарядный казённик, чьей единственной целью было направить выстрел в нужную сторону. При этом трубки, как отдельные ячейки, были наклонены под небольшим углом по отношению центра пластины, и в каждой трубке находился патрон. Калибр не должен был быть слишком большим, чтобы само оружие не повредить при выстреле, поэтому остановились на стандартном 5,56 миллиметра.
Импровизированная обойма включала в себя 306 стволов, а их наклонное положение обеспечивало большой разлёт и огромную площадь поражения. Каждый патрон снабжался собственным электрическим запалом, поэтому можно было регулировать плотность огня. Всего в одно устройство входило четыре таких пластины, они располагались в два ряда под наклоном друг к другу.
«Многоствольное орудие типа XM215» устанавливали в носовой части вертолёта, а панель управления им находилась в кабине. При необходимости пилот мог задействовать либо все четыре модуля, либо какой-нибудь один из них, установив скорость отстрела зарядов. Скорострельность регулировалась ступенчато, за одну минуту установка может выстреливать 7200, 3600 и 1800 патронов, а для переключения режимов было достаточно нажать на кнопку. Конечно, столько выстрелов в установке просто не было, всего имелось немногим больше 1200 зарядов, на максимальной скорости они расходовались примерно секунд за десять, а на минимальной за сорок.
Предполагалось, что экипаж вертолёта при помощи этой установки сможет за очень короткое время обстрелять большую территорию, подавив на ней любого противника. В любом случае вертолёт за это время сможет нормально приземлиться. Как показали проведённое в 1968 году испытания, угол поражения был достаточно велик, чтобы одним залпом накрыть большую площадь. Правда, имелся один маленький недостаток: точно нацелить «Многоствольное орудие типа XM215» было практически невозможно, поэтому каждый раз во время его применения существовала большая опасность, что трудноуправляемый шквал огня накроет своих же. К тому же были и другие проблемы, например, из-за слишком короткого ствола начальная скорость пули оказалась слишком маленькой, а сам патрон был маломощным и плохо подходил для выполнения требуемых задач. Всё это и большие сложности с обслуживанием послужили причиной закрытия проекта.
Какими бы надёжными ни были вертолёты, они со временем выходят из строя и отправляются на военное кладбище, где и без того техники хватает.