Пятёрка самых уродливых самолётов в мире

Продолговатый фюзеляж, огромное крыло и хвостовое оперение – привычный образ самолёта, который за долгие годы стал вполне привычным и обыденным. Правда, не все самолёты были построены по такому принципу. Некоторые из них обладают по-настоящему необычной и нестандартной внешностью, способной удивить кого угодно.

Vought V-173

Один из серьёзных недостатков самолёта – потребность во взлётно-посадочной полосе, причём довольно длинной. В 1930-е годы её попытался решить американский инженер Циммерман, построив нечто совершенно ни на что не похожее. Он рассудил, что самым простым способом увеличения подъёмной силы будет крыло огромной площади, поэтому спроектировал интересных прототип, фюзеляж которого сделал в виде полукруга, а для управления использовал два небольших рудиментарных крыла с воздушными рулями. Он легко поднимался в воздух при небольшом усилии и долго кружил по лаборатории.

Модель в натуральную величину оснащалась двумя пропеллерами большого диаметра, а для того, чтобы они не цепляли землю, передние стойки пришлось сделать очень высокими. Самолёт Vought V-173 в прямом смысле смотрел в небо. После многочисленных испытаний к нему добавили аэродинамические элементы, усовершенствовали конструкцию и установили более мощные двигатели.

Результат оказался потрясающим. Самолёту весом 1,4 тонны с размахом крыльев 7,11 метра в спокойную погоду требовалось лишь 60 метров, чтобы взлететь, а если ветер был встречным, он мог подняться вертикально. Правда, проект в итоге закрыли из-за финансовых проблем и появления реактивных двигателей.

LTV XC-142

Это ещё одна попытка построить самолёт с вертикальным взлётом и посадкой. В 1962 году американское военное ведомство захотело иметь грузовой самолёт, способный взлетать с площадки крайне ограниченного размера, а для исполнения этого заказа задействовали три компании. Одна занималась самолётостроением и славилась своими инновационными техническими решениями, а две других строили вертолёты. В своём совместном проекте конструкторы фактически совместили вертолёт и самолёт, четыре пропеллера монтировались на крыло, а оно в свою очередь могло поворачиваться и занимать вертикальное положение. Таким образом самолёт мог взлететь вертикально вверх и так же приземлиться.

К сожалению, даже современные технологии с большим трудом разрешают подобные проблемы, а в то время это оказалось невыполнимой задачей. Создаваемая вибрация мешала и пилотам, и самолёту, что приводило к многочисленным ошибкам и даже к одной аварии. К тому же крыло поднималось при помощи гидравлически приводов, и нормально контролировать этот процесс так и не вышло. Малейшая ошибка приводила к потере управляемости и аварии.

Всего было изготовлено пять экземпляров LTV XC-142, причём четыре из них разбились в ходе испытаний, без человеческих жертв обойтись не удалось. Последний оставшийся отправился в штат Огайо, США, там он находится до сих пор и украшает собой экспозицию музея.

Airbus A300-600ST

Airbus – одна из крупнейших самолётостроительных компаний, выпускающая огромные авиалайнеры. Ещё до того, как компания слишком сильно разрослась, большинство её производственных мощностей были сосредоточены в одном месте, но потом ситуация сильно осложнилась. Со временем часть из них пришлось переместить в другое место, и логистика превратилась в настоящий кошмар, поскольку перевозить на дальние расстояния огромный фюзеляж в сборе было очень сложно.

В 1994 году компания собрала по-настоящему большой самолёт, способный вместить в себя фюзеляж авиалайнера и его крылья. Ширина транспортного отсека составляла более пяти метров при длине 37,7 метра, а объём его был равен 1400 кубических метра. Он мог преодолеть 1700 километров с полезным грузом на борту в 47 тонн. Всего таких самолётов построили только пять.

Ames-Dryden AD1

Этот самолёт имеет длинную историю, а началась она ещё в первой половине 1940-х годов в Германии. Некий конструктор Рихард Фогт захотел улучшить показатели самолётов весьма оригинальным образом, изменяя наклон крыла. Для самолёта лобовое сопротивление имеет решающее значение во время разгона, а уменьшить он его собирался при помощи наклона крыла. Чем большую скорость набирал бы самолёт, тем больше должно было наклоняться крыло, достигая угла 60 градусов. Правда, свою идею он не реализовал, но интересную мысль в 1970-х годах подхватил американский конструктор Берт Рутан. Он как раз выполнял заказ NASA на изготовление самолёта с наклонным крылом.

Тестовую масштабную модель испытали ещё в 1976 году, а через год собрали уже полнофункциональный самолёт, готовый к лётным испытаниям. Его построили из композита на основе пластика и стекловолокна. Длиной он был всего 10 метров и оборудовался двумя компактными газотурбинными двигателями. Как показали проведённые испытания, столь неординарная конструкция вполне оправдала себя, и самолёт смог разогнаться до более высоких скоростей. Впрочем, были и недостатки. Один из них – существенное снижение управляемости во время разворота крыла, что могло послужить аварии. Второй – недостаточная жесткость крыла, под нагрузкой оно изгибалось, что вызывало серьёзные проблемы. В 1980-х годах самолёт в последний раз поднялся в воздух во время одного из фестивалей.

Stipa-Caproni

Вероятно, самым необычным самолётом является Stipa-Caproni, построенный в 1932 году компанией Капрони по чертежам Луиджи Стипа. Его разработчик пытался улучшить работу авиационных двигателей. Хоть его работа и оказалась совершенно бесполезной, некоторые её детали использовались впоследствии в разработке моторов нового поколения.

Фактически он представлял собой бочонок с крыльями по бокам и с полой средней частью, в которой находился мотор и пара пропеллеров. Самолёт построили в единственном экземпляре, и он даже смог взлететь, но управлять им было крайне сложно. Дальнейшего развития проект не имел.

Как бы то ни было, современные самолёты могут быть ещё более удивительными, чего стоит только беспилотник, переделанный под летающую заправочную станцию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓