Ракетомоделизм – очень увлекательное хобби, которому посвящают своё время множество людей во многих странах, в том числе и в России. Число поклонников этого вида технического творчества постоянно растёт, и не в последнюю очередь благодаря любопытным видео, снятым с борта запускаемых ракет. Так что же такое ракетомоделизм и как строят те самые ракеты.
Законные ракеты
Ракетомоделизмом начали заниматься ещё во времена Советского Союза, правда, тогда это увлечение сильно ограничивалось техническими возможностями. Двигатели для любительских поделок изготавливались на единственном заводе, выпускалось их очень мало, да и качеством они похвастаться не могли. Сейчас в техническом плане стало гораздо лучше: номенклатура заводских изделий существенно расширилась. Вот только проще от этого не стало.
В России главным препятствием для развития ракетомоделизма являются невнятная законодательная база и просто громадное количество запретов. Фактически единственное прямое упоминание «любительских» ракет в законодательстве относится к авиамодельному спорту. В соответствующем приказе от 2018 года несколькими довольно размытыми формулировками устанавливаются основные требования к ракетам – к их конструкции, двигателю и немного к запуску. Всё остальное покрыто полнейшим мраком.
Основное требование к двигателю – он должен быть твердотопливным, но самостоятельно изготовить его законным путём не получится. Самое простое и доступное «карамельное» топливо можно сделать на кухне в неограниченном количестве за полчаса, но оно считается взрывчатым веществом и за него точно посадят. Среднестатистический человек его не сможет даже купить с соблюдением всех юридических тонкостей (опять же, чтобы не посадили).
С запуском проблем ещё больше. Запустить самодельную ракету, соблюдая при этом все законы, можно только на территории специально отведённых для этого объектов ДОСААФ. Конечно, можно поискать места, свободные от зданий, деревьев, самолётов, линий электропередач и пожароопасных объектов, но высота запуска не должна превышать 50 метров. Да и то не факт, что никто не придерётся хоть к чему-нибудь. На самом деле, из-за отсутствия чётких формулировок и специально выделенного ракетомоделизму раздела в законах, многие любители были привлечены по той или иной статье. Большую часть тех, кто никак не пострадал, скорее всего, просто не поймали на горячем.
Как это устроено
В принципе, модель любительской ракеты в её самом простом варианте может построить любой технически подкованный человек. Основной материал для неё – пластик или картон. Существует перечень деталей, для изготовления которых нельзя использовать металл, но по возможности его применения вообще избегают. Во-первых, это облегчает конструкцию, а во-вторых, так гораздо меньше опасность, что тяжёлая деталь упадёт кому-то на голову.
Основная часть ракеты – это двигатель. Он представляет собой толстостенную картонную трубку, набитую твёрдым топливом. С одной её стороны находится сопло, а с другой вышибной заряд, он используется для выброса парашюта (это обязательная часть конструкции) и срабатывает, как только догорает топливо в двигателе. Последние две детали – обтекатель с парашютом и стабилизаторы. По такому принципу делаются практически все любительские ракеты, разница лишь в деталях и техническом исполнении, но от них очень многое зависит. Поскольку количество топлива в двигателях и их тяга существенно ограничены, только за счёт общей конструкции можно было улучшить лётные характеристики.
Нельзя сказать, что в России ракетный моделизм не развит совсем. Им интересуются, и энтузиасты его стараются развивать, но их слишком мало. На это требуются немалые средства, а их сложно найти частным лицам. К тому же существующие ограничения не дают в полной мере воспользоваться современным техническим прогрессом, из-за чего инициативы сильно тормозятся, а заинтересованные не могут реализовать себя.
Высокие технологии
У любительского ракетомоделизма большой потенциал, реализовать который можно при помощи современных технологий и разработок. Правда, в России частным образом сделать это очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Слишком уж много финансовых и юридических препятствий. В свою очередь, за рубежом с этим вопросом дела обстоят гораздо проще. Здесь ничто не мешает использовать современные технологии в ракетном моделировании, улучшая таким образом лётные характеристики.
К примеру, одной из самых больших проблем является устойчивость ракеты, и добиться её ровного полёта без использования дополнительного оперения крайне сложно. Конечно, на неё можно установить крылья, но из-за этого любительскую ракету могут классифицировать как боевое оружие. Поэтому энтузиасты придумали другие способы: сопла с управляемым вектором тяги и управляемые стабилизаторы. Сердцем такой ракеты становится электронный модуль, например, на основе микрокомпьютера Raspberry Pi. Опираясь на получаемые с датчиков данные, он контролирует положение в пространстве и корректирует отклонение от вертикальной оси при помощи электромоторов.
Конечно, это уже далеко не любительский уровень. При этом ракета будет оснащаться большим количеством довольно тяжёлого оборудования, ей потребуется гораздо большая подъёмная сила и мощные двигатели. Скорее, это уровень работы коммерческих компаний с солидным бюджетом.
Техническое творчество имеет множество проявлений, одно из них – интереснейшие поделки на основе известных всему миру моделей машин.