Человек – это такое существо, которое стремится воплотить в жизнь фактически любую свою мысль. Особенно, если ее можно представить в материальном мире в виде механизма. Так в XX веке в головах военных инженеров-авиатехников появился абсолютно одиозный план: создать летающий авианосец! Забегая вперед, стоит сразу сказать, что ничего путного из идеи не вышло. Тем не менее свой след в технике самолеты-авианосцы оставили.
При всей своей кажущейся простоте морской корабль-авианосец – это машина, которая по своей технической сложности вполне сопоставима с космическим кораблем. То же самое можно сказать и о стоимости данного изделия. При этом, идея мобильного аэропорта, позволяющего наносить воздушные удары и вести разведку с любой прибрежной точки, всегда выглядела крайне соблазнительной для морских держав. Именно по этой причине Соединенные Штаты Америки в свое время сделали огромную ставку именно на эту разновидность военных судов.
При этом еще до начала Второй мировой войны инженеры и конструкторы стали задумываться над возможностью создания летающих авианосцев-самолетов. Проекты подобного рода были у всех ведущих держав. Одним из первых был советских проект «Звено-1» за основу которого взяли тяжелый самолет ТБ-1, попытавшись крепить на него 2-3 истребителя И-4. Руководил проектом авиаконструктор Владимир Вахмистров. 31 декабря 1931 года состоялся первый пробный полет. Прошел он не идеально, но эксперимент все-таки завершился успехом. Первый успех позволил советским конструкторам продолжить свои изыскания, в результате чего появилось еще аж 7 разных прототипов системы «Звено». В 1939 году системы даже приняли на вооружение. Более того, «Звено» совершило 30 успешных вылетов в 1941 году. И все же программу было решено свернуть, так как война была не лучшим временем для экспериментов, а самое главное в свет вышло новое поколение бомбардировщиков, которое сделало «Звено» фактически бесполезным.
За океаном подобными системами всерьез заинтересовались уже после Второй мировой войны, когда в СССР интерес к летающим авианосцам сошел на нет. Видным проектом стала инициатива MX-1018. 15 сентября 1950 года на бомбардировщик B-29 было установлено при помощи специальных штативов пара истребителей F-84D. В теории система доставки малых самолетов на сверхдальние дистанции при помощи большого «материнского» работала. Однако на практике все вышло не так гладко.
Главной проблемой американского проекта было то, что B-29 создавал за собой слишком мощную зону турбулентности, что в свою очередь сильно мешало пилотам истребителей. От последних требовалось неусыпное внимание. Потеря контроля над ситуацией хотя бы на мгновение была чревата катастрофой. Корме того, до начала отстыковки, силовые агрегаты истребителей приходилось глушить в результате чего пилоты были вынуждены промерзать в кабине буквально насквозь без системы жизнеобеспечения. А 24 апреля 1953 года испытания и вовсе закончились трагедией. Из-за ошибки системы автоматического управления истребитель повредил «материнский» самолет-носитель. Произошло чудовищное крушение в результате которого погиб весь летный состав крылатого авианосца.
Подобная программа в США была далеко не единственная. Фактически параллельно с ней велись работы над проектом FICON. В рамках данной программы два истребителя RF-84F пытались зафиксировать на концах крыльев бомбардировщика RB-36F. Проект неплохо развивался, однако после трагедии 1953 года руководство решило закрыть и его. Конечно, на этом американские конструкторы не угомонились. Попытки построить летающий авианосец предпринимались еще в 1961 и 1967 годах. Однако все эти проекты неизбежно сталкивались с одной и той же проблемой: зона опасной турбулентности, идущая следом за самолетом-носителем. В итоге, с развитием реактивной авиации интерес к одиозным инженерным проектам в этой области уже к концу XX фактически сошел на нет.
В продолжение темы читайте о том, как был получен патент: российские инженеры создали комбинированный двигатель для самолетов и ракет.