Полёт через тоннель: На самолёте в книгу рекордов Гиннеса

В окрестностях Стамбула, Турция, а именно, в районе тоннелей Чаталджа, 4 сентября 2021 года состоялось весьма неординарное событие в мире авиации. Пилот на одновинтовом самолёте поставил сразу пять рекордов для Книги Гиннеса. Для этого он сделал то, чего никто не делал за долгую историю существования авиации: пролетел на самолёте через два тоннеля.

Пять записей в Книге рекордов Гиннеса

С одномоторных самолётов начиналась авиация. Хоть сейчас и появились более современные аппараты с реактивными двигателями, одномоторные по-прежнему находят своё применение. Они слишком удобные и используются повсеместно, в том числе фермерами, спортсменами и просто желающими полетать. Так почему же до этого момента никто не летал через тоннель? Ответ крайне простой – это слишком опасно.

Тоннели, через которые летел самолёт, достаточно просторные, в среднем их ширина составляет около 15,5 метра. Вот только размах крыльев самолёта, на котором летел Дарио Коста, профессиональный пилот и каскадёр, равен 7,42 метра. Получается, что максимальное расстояние с каждой стороны от стенки до кончика крыла – не более 4 метров, а для винтового самолёта это очень мало. Высота полёта была от 0,7 до 1,6 метра, что критично низко для того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Несмотря на это, пилот всё же преодолел два тоннеля общей длиной 1,73 километра за 43,44 секунды. Поскольку такого сумасбродства никто и никогда не совершал, Дарио Коста поставил сразу пять рекордов, сразу же занесённых в Книгу рекордов Гиннеса присутствовавшими там же представителями издания. Коста стал первым, кто пролетел сквозь тоннель такой протяжённости, вообще первым пилотом, кто решился на такой шаг, прошёл два тоннеля сразу, перелетел из тоннеля в тоннель и преодолел настолько длинное препятствие.

Длительная подготовка

Началось это приключение более года назад, а о толкнувших на него причинах никто из участников проекта не говорит. Впрочем, учитывая спонсора полёта и возможного организатора в лице Red Bull, идейная основа становится довольно очевидной. Тем не менее проект потребовал от всех участников длительной и тяжёлой подготовки. На неё ушло более года. Даже для такого профессионального лётчика, как Дарио Коста, налетавшего более 5000 часов, испытание оказалось слишком трудным. Прошедшее время потребовалось не только для подготовки технической части, но и для обучения пилота.

Подготовкой его занимался Петер Бешенье, профессиональный пилот-гонщик из Венгрии. Тренировки были сложными и разносторонними. Пилоту пришлось поработать над своими физическими показателями и повысить скорость реакции. При этом большое внимание уделялось психологической стороне дела, поскольку Дарио Коста должен был лететь в экстремальных условиях, где от «холодной головы» и быстрых взвешенных решений буквально зависит жизнь. Пилот провёл много времени в лётном тренажёре виртуальной реальности. Для тренировок создали точную электронную копию тоннелей, отсканировав их при помощи лазера. Симуляцию делали на суперкомпьютере, вычислившем в деталях все действия пилота на каждом из участков. Потом его пустили покататься по тоннелям на машине со скоростью 270 км/ч, чтобы «прочувствовать обстановку».

Самолёт тоже подвергся модификации. На критичные участки покрытия, испытывающего большое лобовое сопротивление, нанесли рельефный узор, улучшающий обтекаемость. Кресло сделали новое, аналогичное тем, что используются в болидах Формулы-1. Оно обеспечивает поддержку позвоночника, снижая нагрузку, а также максимально фиксирует пилота и ограничивает его движения. Это особенно важно при необходимости точно и быстро корректировать курс во время полёта через тоннель. Маршрут полёта тоже детально прорабатывали, учитывая все нюансы строения тоннелей. Например, в одном из мест резко снижалась подъёмная сила из-за перепада высоты, а между тоннелями можно было попасть в сильный боковой воздушный поток.

Полёт

Вылет состоялся в 06:43 утра прямо из туннеля. Даже это время было выбрано не случайно – так пилота не слепило солнце на открытом пространстве, а турбулентность была сведена к минимуму благодаря практически одинаковой температуре в самих тоннелях и снаружи. Для контроля за давлением внутри даже установили несколько метеостанций. Отрепетированный буквально до секунды полёт прошёл нормально, а Дарио Косте пришлось показать все свои навыки, чтобы реагировать на малейшие изменения курса и воздушного потока со скоростью менее 250 миллисекунд. Благодаря усилиям команды из 40 человек, более года потративших на подготовку единственного полёта, а также современным технологиям, Дарио Коста теперь может вполне заслуженно похвастаться достигнутым успехом.

В современном самолёте одной из обязательных частей оборудования кабины истребителя является кресло пилота со встроенной катапультой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓