Китай ставит перед собой высокие цели и для их достижения не стесняется начинать столь же грандиозные проекты. За несколько последних десятилетий в Поднебесной успели возвести много по-настоящему больших архитектурных и инженерных сооружений, которые вполне достойны Книги рекордов Гиннеса и стали настоящим символом нации.
Большое китайское изменение рек
Китай занимает большую территорию, и немалая её часть имеет очень невыгодное географическое положение. К примеру, в его северо-восточных районах климат очень засушливый, а природных источников не хватает, чтобы обеспечить всех достаточным количеством пресной воды. Проблема оказалась чрезвычайно серьёзной, от неё страдали и обычные жители, и предприятия. Первым не хватало пресной воды для жизни и ведения сельского хозяйства, а предприятия не могли развиваться и нормально работать. Ещё в 1950-х годах стало очевидно, что этот регион не сможет развивать свою экономику в таких условиях, и уже в то время стали говорить, что лучшим решением было бы перенаправить туда часть воды из полноводных южных рек.
По всей видимости, последней каплей стали частые засухи в 1990-х годах, а потом низовья реки Хуанхэ и вовсе стали мелеть. Китайскому правительству пришлось выбирать: бросить огромный сельхозрайон на произвол судьбы и отселить из него большую часть населения, или же каким-то немыслимым способом обеспечить его водой. В итоге решились на последнее, и был запущен один из самых масштабных и долгоиграющих проектов во всём мире.
Согласно проекту «Поворот китайских рек», планировалось построить три огромных канала. С их помощью собирались перенаправить часть воды из южных рек в северные, чтобы обеспечить водой засушливые районы. Правда, по многим причинам проект затянулся, но его планируют завершить к 2030 году. На текущий момент запущен только Восточный канал, он уже обеспечивает местных жителей водой и уже успел улучшить ситуацию с водоснабжением в регионе. Сама по себе эта система каналов представляет собой огромное гидротехническое сооружение, куда входят наземные каналы, подземные тоннели и огромные насосы с пропускной способностью до 400 кубометров воды в минуту.
«Шанхайская башня»
Шанхайская башня – это некий ответ Китая на появившийся новомодный тренд, строительство красивейших зданий в сотни метров высотой. Правда, на момент его возведения в Поднебесной у него был возможный конкурент, Международный финансовый центр Пинань, но в какой-то момент высоту последнего было решено уменьшить по самым разным причинам, в том числе и техническим.
Работу над проектом начали ещё в 1993 году, проектированием занималась американская компания во главе с главным конструктором из Китая. Строительство «Шанхайской башни» началось в 2008 году и продолжалось целых семь лет. Правда, в какой-то момент казалось, что проект ждёт настоящая катастрофа, поскольку вокруг здания на дорогах стали появляться трещины, но причина оказалась не в строительных работах, а в понижении грунтовых вод.
Огромный небоскрёб можно считать настоящим произведением технического искусства, и в нём интересно буквально всё. Фактически он представляет собой девять отдельных зданий (сегментов), построенных друг над другом, причем каждое из них имеет собственные кафе, зоны отдыха, сады и прочую инфраструктуру. Здание продумано вплоть до мелочей, оно даже имеет двойной фасад, поэтому не нуждается во внешних отражающих солнце панелях и отлично смотрится ночью. Небоскрёб закручивается вокруг своей оси, высота его крыши составляет 569 метров, а до вершины шпиля – 632 метра. Здесь даже лифты скоростные, они движутся со скоростью 64 км/ч. Возможно, конструкторы и сделали бы скорость больше, но тогда уши пассажиров не выдержат быстрого перепада высоты. В «Шанхайской башне» разработчики воплотили «зелёные» принципы: около 10% всей электроэнергии вырабатывается двумя сотнями ветряков на крыше, небоскрёб собирает дождевую воду, занимается очисткой стоков и их повторным использованием.
Атомная электростанция «Циньшань»
Конечно, это не единственная атомная электростанция в Китае, всего их насчитывается 54 штуки, это без учёта тех, что работают на Тайване. АЭС «Циньшань» даже не самая большая в этом списке. Самой крупной атомной электростанцией в Поднебесной считается Тяньваньская АЭС, построенная при участии Российской Федерации. Впрочем, даже в этом случае с их помощью вырабатывается куда меньше 10% всей электроэнергии в Китае. Как бы то ни было, значение АЭС «Циньшань» сложно переоценить. Прежде всего, эта атомная электростанция была первой из возведённых в Китае, именно с неё здесь и началась эра атомной энергетики. К тому же её спроектировали и построили китайские специалисты по китайским технологиям. Её строительство было завершено весной 1985 года, а через 6 лет тестирования, доводки и подготовки её ввели в эксплуатацию. Она состоит из семи энергоблоков, мощность каждого из них составляет более 600 МВт, а последний был запущен в 2011 году.
ГЭС «Три ущелья»
По своей сложности и масштабу возведение этой гидроэлектростанции, вероятно, можно сравнить с изменением течения рек. Район, где находится «Три ущелья», всегда нуждался в электроэнергии и привлекал к себе внимание с 1919 года. Именно тогда в первый раз была озвучена мысль о постройке ГЭС, но этому постоянно мешали какие-то обстоятельства. То не хватало ресурсов, то было недостаточно средств, то разразился очередной кризис. В итоге на осуществление этого проекта решились лишь в 1992 году, когда было подписано постановление на строительство электростанции. Два года заняли изыскания, составление проекта и подготовка плана, и лишь в 1994 году начались работы на месте.
Масштабы этой стройки настолько велики, что в её ходе было поставлено несколько интересных рекордов. К примеру, конструкторам пришлось соорудить огромную плотину весом более 65 миллионов тонн, и это стало мировым рекордом. Место для неё выбирали очень тщательно, но перед плотиной пришлось создать огромное водохранилище объёмом около 40 кубических километров. По своей стоимости этот проект не стал самым дорогим в мире, но оказался на пятом месте с суммой чуть более 30 миллиардов долларов. С такими масштабами рекордной является и генерируемая мощность. В 2020 году из электростанции удалось выжать более 111 миллиардов кВтч электроэнергии. При этом длина самой плотины составила более двух километров. В настолько большом сооружении удалось разместить 44 гидрогенераторные установки, причём одна из них является служебной и питает саму электростанцию.
Китайская промышленность стремительно развивается, а среди представленных на российском рынке автомобилей уже появились дорогие люксовые модели.