Значение дорожно-транспортной системы для человека переоценить очень сложно, но для её создания инженерам приходится буквально творить чудеса. Не везде есть возможность проложить трассу, иногда на пути становятся горы, иногда – холмы и водные преграды. Тогда инженеры вспоминают о существовании горнопроходческих машин и строят тоннели, которые впоследствии приобретают всемирную известность.
Тоннель Голиань, Китай
Вероятно, самая интересная и жизнеутверждающая история, касающаяся строительства тоннелей, связана с деревней Guoliang (Голиань), провинция Хэнань, Китай. До середины 1970 годов этот крошечный населённый пункт был едва ли не самым изолированным в стране. Неизвестно, что именно побудило местное население к её основанию, но туда не вела ни одна дорога, поскольку деревня со всех сторон окружена горами и находится на высоком вертикальном уступе.
Скала эта долгое время являлась единственным способом добраться куда бы то ни было, хоть спуск и подъём по хлипкой лестнице всегда был сопряжён с большой опасностью. Местные жители неоднократно пытались добиться строительства дороги, но деревня находилась слишком далеко. Поскольку дело с места так и не сдвинулось, сельчане нашли радикальный выход из положения: 30 человек ценой пяти лет неимоверных усилий и нескольких несчастных случаев проложили дорогу прямо в скале.
В пробитом тоннеле длиной 1200 метров нет освещения, поэтому в стенах пробили световые окна. Периодически дорога шириной 4 метра проходит по открытому месту. За годы существования тоннель стал достопримечательностью.
Тоннель светлячков, Хеленсбург, Австралия
Этот тоннель повторил судьбу многих железных дорог, которые по каким-то причинам перестали быть нужными или полезными. Когда-то он был частью действующей железной дороги, а размещается он в пределах нынешнего парка Gardens of Stone, в 170 километрах от Сиднея. Его открытие состоялось ещё в 1906 году, но эксплуатировался этот участок только до 1930, а ещё через два года он был демонтирован.
Причина оказалась банальна: создатели 400-метрового подземного участка не предусмотрели опасности от огромного количества дыма и сажи. Тоннель периодически затапливает, но это не останавливает искателей приключений. Хоть сюда и не ходят экскурсионные автобусы, а этого места нет на туристических картах, желающих посмотреть на местные красоты всегда хватает. Правда, путешественнику придётся запастись изрядной долей смелости. Подземелье давно заброшено, а постоянная сырость и периодические затопления, подтачивающие камень, делают нахождение здесь крайне опасным.
Главная достопримечательность тоннеля – огромное количество светлячков, обитающих обширной колонией. После входа подземелье резко изгибается, поэтому здесь всегда очень темно. В сырости и в полной темноте обитают «живые лампочки», превращающие потолок в звёздное небо.
Лефортовский тоннель, Россия
Он должен был стать решением некоторых транспортных проблем в столице, а его постройку начали планировать ещё в середине 1930-х годов. Правда, воплощение идеи постоянно тормозилось самыми разными проблемами, от организационных до технических.
В 1954 году дело наконец-то сдвинулось с мёртвой точки, строительство было запущено, но шло оно чрезвычайно низкими темпами. Через 25 лет масштабный проект опять застопорился на очередной проблеме и так и остался в подвешенном состоянии ещё на 13 лет. Работы возобновили лишь в 1997 году и заняли ещё около шести лет на его завершение. После этого тоннель быстро стал участником неприятной статистики.
Во время проектирования Лефортовского тоннеля конструкторы предусмотрели практически любую аварийную ситуацию, разместив в нём системы безопасности на все случаи жизни. Здесь присутствует собственная пожарная система, мощные насосные станции для откачки воды, экстренная вентиляция для удаления дыма и прочие технические средства, позволяющие сделать проезд по тоннелю совершенно безопасным. Несмотря на все эти меры и полную автоматизацию, каждый день проезжающие автомобили пополняют статистику аварий. Причём некоторые делают это весьма виртуозно и вопреки здравому смыслу, на ровном месте внезапно меняя направление движения или неожиданно врезаясь в стены. У многих водителей уже сформировалось мнение, что к месту назначения лучше добираться другим путём, пусть и длинным, но спокойным.
Евротоннель
Это один из самых масштабных и амбициозных проектов, с его помощью решили большую транспортную проблему, связав между собой Европу и Великобританию. Теперь для пересечения Ла-Манша не требуется прилагать слишком больших усилий и можно воспользоваться поездом, чтобы быстро пересечь огромное водное пространство на собственном автомобиле.
Несмотря на всю противоречивость подобных заявлений, работает это именно так. Евротоннель состоит из двух железнодорожных веток, по которым двигаются пассажирские и грузовые составы. Пассажирские перевозят легковые автомобили, а грузовые, состоящие из открытых железнодорожных платформ, – коммерческий транспорт и грузовики. Во время его создания были предприняты беспрецедентные меры безопасности, чтобы исключить любую опасность для пассажиров и транспорта.
Конечно, это срабатывает не всегда, здесь случаются и аварии, и пожары. Однажды состав застрял посреди тоннеля. Хоть при этом никто и не пострадал, а поезд благополучно извлекли, пассажирам пришлось пережить одно из самых страшных приключений за всю свою жизнь. У одних началась паника, у других – приступ клаустрофобии. Периодически случаются здесь и пожары, во время одного из них загорелась машина на платформе. Всех пассажиров эвакуировали, но пожар удалось потушить далеко не сразу. Тоннель получил сильные повреждения, жар был настолько сильный, что его внутренняя поверхность выгорела на несколько сантиметров.
Лердальский тоннель, Норвегия
Норвегия – красивейшая страна, где можно едва ли не на каждом шагу останавливаться и любоваться ландшафтами. К сожалению, именно из-за этих красот и страдают местные жители. В зимнее время часть горных дорог становятся совершенно непроходимыми, отрезая некоторые населённые пункты от всего остального мира. Лердальский тоннель является одним из решений этой проблемы.
Тоннель протяжённостью 24,5 километра связывает Эурланн и Лердал, а максимальная высота гор, через которые он проходит, составляет 1600 метров. В среднем за сутки его пересекает 1000 автомобилей, а водители и пассажиры могут в полной мере насладиться поездкой по этому произведению инженерного искусства.
В среднем поездка через Лердальский тоннель занимает около 20 минут, что могло бы стать причиной огромного количества аварий, поскольку водители за это время теряют концентрацию. Именно поэтому инженеры позаботились о стимуляции их внимания. Через каждые 500 метров в тоннеле сделали три красивейшие искусственные пещеры, оборудованные собственным освещением и площадками для стоянки. На стенах одной из них высечен ребристый рельеф, многократно усиливающий звук двигателя и колёс, чтобы взбодрить водителя. Также тоннель на всём протяжении оборудован освещением, имитирующим дневной свет, и собственной системой очистки и фильтрации воздуха.
Время от времени тоннели используются совсем не по назначению, например, с их помощью устанавливаются мировые рекорды.