За прошедшее время Соединённые Штаты по всей стране и далеко за её пределами построили много секретных объектов, от большей части которых до сих пор неизвестно ничего. Тем не менее информация о некоторых из них всё-таки стала достоянием общественности. Удачные они были или нет, но они сами по себе представляют большой интерес.
Техасские башни
В 1960-е годы произошло важное событие – появились стратегические бомбардировщики с большим радиусом действия, а за следом ними и баллистические ракеты. Последние пока что не обладали слишком большим радиусом действия, но вполне могли запускаться с борта бомбардировщика или подводной лодки, поэтому Соединённые Штаты всерьёз стали беспокоиться о том, сможет ли глобальная система ПВО НОРАД вовремя заметить приближение ракет. Существовала вероятность, что это будет сделано слишком поздно и противовоздушная борона не сможет среагировать на угрозу.
Среди нескольких предложенных идей самой перспективной оказалась дополнительная система раннего обнаружения. Поскольку больше всего военные опасались внезапного удара со стороны моря, разработчики из исследовательского института предложили разместить на некотором отдалении от побережья станции слежения. Проект назвали «Техасские башни», поскольку устанавливаемые антенны были больше похожи на нефтедобывающие морские платформы. Морская платформа устанавливалась на длинных бетонных сваях, которые вбивались в морское дно. Сама платформа была двухпалубной. На самой верхней размещались непосредственно антенны, а нижняя предназначалась для обслуживающего персонала. Здесь размещались жилые помещения, генераторы и опреснитель морской воды.
Всего установили три стационарные платформы, но тут же столкнулись с большими сложностями в эксплуатации. Одной из них была сильная вибрация от морских волн, что мешало работе оборудования. Впоследствии одна из них была первым повреждена ураганом, а второй при попытке демонтажа платформы полностью её разрушил. Остальные тоже потом закрыли из-за сложности эксплуатации, связанных с этим затрат и неудовлетворительных характеристик.
«Ледяной червь»
Этот проект родился наполовину из желания улучшить оборонный потенциал, и наполовину из стремления американской армии взять реванш после того как контроль над ядерными вооружения передали Стратегическому командованию. Во-первых, армейские чины придерживались мнения, что все имеющиеся наземные места размещения ядерного оружия слишком уязвимы перед ударами противника. Их местоположения фиксировано и защитить их очень сложно. Военные считали, что баллистические ракеты следует размещать там, где их будет очень трудно найти и так же трудно уничтожить в случае обнаружения. К тому же они хотели получить в своё распоряжение стратегические ракеты большой дальности. Из всего этого и родился проект «Ледяной червь».
Местом для его реализации был выбран остров Гренландия, а выбор на него пал, поскольку он был расположен в очень выгодном со стратегической точки зрения месте. Суть же проекта заключалась в прокладке тоннелей огромной протяжённости, их общая длина должна была составить более 4 тысяч километров. При этом толстый слой льда должен был не только предотвращать обнаружение базы с воздуха, но и защищать её в случае авиационного или ракетного удара. Предполагалось, что подо льдом будет развёрнут настоящий военный городок с выделенным для личного состава жильём, рабочими помещениями и местами для размещения непосредственно баллистических ракет. При этом сами ракеты планировалось время от времени перемещать на другие места, чтобы затруднить их поиск противником.
Работы над проектом начались в 1959 году, к месту строительства привезли огромное количество строительной техники и стройматериалов, а для общественности всё это называли исследовательской станцией. Всего за время работ успели вырыть около трёх тысяч километров тоннелей, причём их отделкой занимались следом, пока рыли новые. Для того чтобы предотвратить таяние окружающего льда, тоннели выкладывались теплоизоляцией, а между деревянным основанием и льдом обязательно оставлялась воздушная прослойка. Подо льдом проложили коммуникации, водопровод, отопление и электроснабжение, а также привезли полуторамегаваттный ядерный реактор. Ка бы то ни было, но из этого проекта всё равно ничего не получилось, его победили не русские ракеты, а природа. Подвижки льда оказались очень большими, а возникающие деформации грозили сжать тоннели со всех сторон и похоронить всё, что находилось внутри. Даже при частично построенных тоннелях рабочим ежемесячно приходилось убирать лишний лёд и снег, а его количество достигало 120 тонн. В итоге его пришлось закрыть.
Программа защиты Safeguard
Защита от баллистических ракет – большая проблема даже в настоящее время, не говоря уже о рубеже 1950-60 годов. В то время было сделано несколько попыток разработать противоракетные системы, способные перехватывать ракеты на разных высотах. Правда, имелись большие проблемы и с точностью наведения, и с распознаванием баллистических ракет. Так, систему ПРО Nike Zeus забраковали и решили использовать Nike-X, как более эффективную. Согласно планам американского командования, новая ПРО должна была состоять из множества баз на территории Соединённых Штатов и мониторить воздушное пространство на разных высотах.
Одним из компонентов противобаллистической защиты должен был стать комплекс Safeguard. По мнению, её разработчиков, система должна была отслеживать угрозы в верхних, средних и нижних слоях атмосферы и сбивать их соответствующими ракетами. Ключевым компонентом системы была радиолокационная станция, состоявшая из двух радаров. Первый предназначался для раннего предупреждения об угрозах и использовался для дальнейшего целеуказания. Второй обнаруживал баллистические ракеты и отслеживал их полёт. Самым удивительным во всём этом была форма радиолокационной станции, её выполнили в виде большой пирамиды. Успели построить только один такой комплекс в Северной Дакоте, причём он проработал только один день. После ввода комплекса в строй и постановке на боевое дежурство, его закрыли на следующий день, поскольку он не соответствовал новым принципам безопасности.
Один из самых секретных объектов Соединённых Штатов – самолёт-лаборатория RAT 55, который активно используется во время создания самолётов-невидимок.