Снег всегда был одной из самых больших проблем для коммунальных хозяйств. Даже пешеходы страдают от больших сугробов и снежных завалов на тротуарах, а для транспортного потока снег является непреодолимым препятствием, создающим огромные трудности. В советское время методы борьбы с ним практически не отличались от современных, разве что техника использовалась совершено другая.
Снегоочистители
Работа снегоочистителя – убрать с проезжей части накопившийся объём снега. Один из них, шнекороторную машину Д-902, в 1970 году создали специалисты завода Ударник (г. Минск) на базе Урала-375Е. Мощный грузовик позволял не заботиться о проходимости и объёме выпавшего снега. Он сам по себе обеспечивал высокую проходимость.
Конструкторы оставили двигательную установку и шасси практически нетронутыми, рассудив, что улучшать здесь просто нечего. Дополнительно на Урал-375Е установили мощный дизель 1Д12БМС. Он выдавал 420 лошадиных сил и приводил в движение снегоочиститель, состоящий из ковша и двух шнеков. Благодаря шнекам снег выбрасывался сбоку на расстояние до 37 метров. Высокая производительность снегоочистителя позволяла использовать его для очистки шоссе и взлётно-посадочных полос.
Ещё один снегоочиститель аналогичной конструкции, Д-707, построили на заводе Севдормаш (г. Северодвинск) в том же 1970. Его мощность была поменьше, чем у предыдущего, но и оснащать его дополнительной силовой установкой не стали. Вместо этого штатный двигатель заменили дизелем, выдававшим 250 лошадиных сил. Дизель приводил в движение и сам снегоочиститель, и шнекороторный механизм. Он мог убрать с дороги до 900 тонн снега за час работы, даже если его толщина составляла 1,3 метра. Снег отбрасывался с дороги на расстояние до 25 метров.
Пескоразбрасыватели
Зимой явно недостаточно просто убрать снег с проезжей части, транспорту необходимо надёжное сцепление с дорогой. Поэтому в эксплуатации находились и пескоразбрасыватели. Самый распространённый из них — ПР-130. Его выпуск начали на Свердловском заводе коммунального машиностроения в 1960-х годах. Основой для него стал ЗИЛ-130.
Для очистки дороги от снега его снабдили широким ковшом, а для разбрасывания песка сзади установили подающий вибролоток и вращающийся диск. Песок при этом хранился в открытом бункере треугольной формы и разбрасывался полукругом с диаметром 6-7 метров.
Снегопогрузчики
Один из самых важных видов работ – вывоз собравшегося снега с дорог и тротуаров, чтобы тот не мешал ни движению, ни прохожим. С этим справлялись снегопогрузчики, собиравшие снег с проезжей части и грузившие его на идущие сзади самосвалы. Большое распространение получил С-4, созданный в 1957 году инженерами Свердловского завода коммунального машиностроения. Он собирал снег в огромную лопату, а затем подавал его в заднюю часть при помощи скребкового конвейера и сгружал в кузов грузовика.
Для создания С-4 использовались узлы и детали от ГАЗ-51, включая двигатель и трансмиссию. Отдельного привода для работы снегоуборочного механизма не было, вместо него использовался крутящий момент от двигателя, передаваемый через коробку отбора мощности и дополнительное сцепление.
В 1967 году на этом же предприятии создали ещё одну модель, У-66. Её основой стало шасси от ГАЗ-66, а снег собирался фрезерным питателем. Снежная масса подавалась назад при помощи ленточного конвейера.
В движение конвейер и питатель приводились отдельным двигателем, расположенным в задней части грузовика. Из-за небольшой мощности особым спросом он не пользовался.
https://youtu.be/Uaaof0DHs8k
Для выполнения специфических и объёмных работ инженеры разрабатывают машины уникальных конструкций. Некоторые из них способны перевозить груз весом около 500 тонн.