Военные разработки времён Советского Союза способны удивить кого угодно, но некоторые из них представляются особенно интересными. Вероятно, самой впечатляющей из них является железнодорожный комплекс «Молодец». Он произвёл впечатление даже на страны НАТО, причём настолько, что они приложили очень много сил, чтобы от него избавиться.
Ядерный щит
Боевой потенциал ядерного оружия очень велик, но его применение в любом виде чревато огромным количеством жертв как среди военных, так и среди мирных жителей. Единственной страной, которая применила его в военных целях, были Соединённые Штаты, причём сделано это было исключительно ради демонстрации собственной военной мощи. Следующей более чем логичной целью для подобного удара был Советский Союз, но его не последовало, а единственной причиной этого стала успешная разработка собственной ядерной программы и оружия большой ударной мощи. Ядерное оружие быстро превратилось в своеобразное пугало: одна ядерная держава не смела нападать на другую, справедливо опасаясь сокрушительного удара, после попросту не останется победителей.
После этого акцент в гонке вооружений несколько сместился. Соединённые Штаты, дальше ушедшие в развитии ядерной программы, пытались создать оружие, способное нанести удар безнаказанно, а Советский Союз разрабатывал контрмеру. Ответный залп ракетами должен был последовать в любом случае и при любых обстоятельствах, что превращало попытку нападения в глобальный проигрыш. Именно таким средством и должен был стать «Молодец».
По железной дороге с ракетой
Ответом на стол глобальную проблему был пусковой ракетный комплекс, способный передвигаться по железной дороге. Замысел предельно прост и понятен: железнодорожный состав, неотличимый от сотен других, практически невозможно отследить, особенно если он постоянно передвигается по железным дорогам общего пользования. Он может находиться в любой точке страны, в большом городе или в поле, практически со 100-процентной вероятностью он уцелеет после ядерного удара противника, а ракеты полетят в сторону агрессора.
Государственный заказ на создание железнодорожного ракетного комплекса в 1969 году получило конструкторское бюро «Южное» и с самого начала работ столкнулось просто с неимоверным количеством, казалось бы, неразрешимых проблем. Сама по себе баллистическая ракета крайне тяжёлая и весит более 100 тонн, а к ней ещё полагается пусковой комплекс. Было более чем очевидно, что железнодорожное полотно, а тем более многочисленные мосты по пути следования, не сможет выдержать такую нагрузку. Работающий реактивный двигатель мог перевернуть вагон, а сама ракета в вагоне попросту не помещалась, она была слишком длинной.
Сама ракета доставила массу проблем, а главной была её длина. Она не вмещалась в вагон, поэтому её пришлось укорачивать самыми немыслимыми способами. Один из них – создание совершенно нового носового обтекателя. Из конструкции его не выкинешь, поскольку нарушится вся аэродинамика, надувной использовать тоже не получилось (была и такая инженерная мысль). В итоге всё-таки нашли компромисс: его изготовили из металла, но сделали при этом складным. Двигателю тоже досталось, ради сокращения размеров сопла встроили прямо в двигатель первой ступени.
Непосредственно с самим запуском тоже были проблемы: реактивный выхлоп запущенных прямо над вагоном двигателей обязательно перевернул бы состав, но и тут нашлось подходящее решение. Саму ракету поместили в трубу, которая выполняла роль миномётного ствола. Вместо того чтобы сразу же запускать ракетные двигатели, конструкторы использовали сравнительно небольшой пороховой заряд, который выталкивал носитель из ствола. После этого срабатывал ещё один заряд, наклонявший ракету немного в сторону, и только потом срабатывал основной двигатель, а реактивная струя направлялась за пределы вагона.
С самим железнодорожным составом тоже было не всё так просто. В его отношении должна была поддерживаться полная секретность, поэтому никто не должен был даже подумать, что в вагоне находится пусковая установка с ядерной боевой ракетой. Поскольку состав не должен был привлекать лишнего внимания, ему решили добавить несколько вагонов, причём не порожняк, а ещё две ракеты.
Правда, к нему пришлось прицепить ещё два локомотива, мощности одного не хватало. Два разместили спереди, а один сзади. К каждому из трёх пусковых модулей прилагалось по два вагона, замаскированных под рефрижераторы, ещё семь вмещали в себя командный модуль, и в одном располагался склад горюче-смазочных материалов.
Длительные испытания продолжались два года и завершились только к концу 1987. За это время тестовый ракетный поезд побывал практически во всех уголках огромной страны и проехал более 400 тысяч километров. Всего было сделано 32 испытательных пуска. За всё время было собрано 12 таких поездов, каждый нёс в себе три баллистических ракеты РТ-23 УТТХ весом 105 тонн, способных преодолевать до 10 тысяч километров. Боевая часть ракеты была составной, в ней размещалось 10 боеголовок с суммарной мощностью 4,3 мегатонны.
В эксплуатации поезда находились недолго. Согласно официальным данным, последний был отправлен в отставку в 2005 году.
В Советском Союзе создавалось много интересной и уникальной военной техники, яркий тому пример — танк, получивший название «Объект 279».