Если как следует изучить историю советского периода России, можно найти очень много интересных моментов, о которых большинство обывателей не знает и не узнает никогда. К примеру, знаменитый вертолёт Ми-2, когда-то разработанный в конструкторском бюро Миля, на самом деле никогда не производился в Советском Союзе, а покупался за рубежом.
Предшественник
Для своего времени вертолёт Ми-1, чья эксплуатация началась ещё в 1950 году, стал огромным достижением. Работали над ним долго и упорно, а для его создания пришлось решить огромное количество технических проблем. На самом деле, построить его оказалось гораздо сложнее, чем самолёт, уж слишком это специфическая техника. Правда, полагались на него не очень долго, уже во второй половине 1950-х годов стало очевидно, что свою задачу вертолёт выполнил и нуждается в замене. С одной стороны, он был слишком уж маленьким и имел существенные ограничения в грузоподъёмности, а с другой, как первая винтокрылая машина в истории СССР, имел ряд существенных недостатков.
Конструкторское бюро ОКБ-329 получило заказ на создание нового вертолёта в 1960 году. Специалистам КБ потребовалось около года, чтобы разработать основную концепцию, подготовить «бумажный» проект и построить на его основе первый прототип, получивший имя В-2. Параллельно с этим в ОКБ-117 для него разрабатывался новый газотурбинный двигатель ГТД-350. По итогам он уступал в технических характеристиках аналогичным двигателям зарубежных производителей, но недостаточно высокие показатели решили компенсировать установкой на будущий вертолёт не одного, а двух моторов.
Для ускорения производства часть деталей и узлов взяли от предыдущей модели Ми-1, например, позаимствовали несущий винт, трансмиссию и главный редуктор. К осени 1961 года машину удалось впервые поднять в воздух, после чего начались лётные испытания. Его несколько раз дорабатывали, и к началу 1962 года успели передать вертолёт Ми-2 заказчику для испытаний в двух модификациях. Хоть государственные испытания и завершились удачно, в проект внесли несколько поправок, а в 1964 году он был окончательно завершён. В итоговом варианте вертолёт Ми-2 оказался гораздо лучше и совершеннее, чем в первоначальном. Вот его и рекомендовали к производству. Правда, на этом советская часть истории вертолёта заканчивается.
Советский вертолёт польского производства
В то время Советский Союз старался оказывать поддержку Польше в разных областях, в частности, в производственной сфере. Одной же из мер поддержки была помощь в освоении вертолётных технологий, ведь кроме уже готовых чертежей и проектной документации Польша не получила. Государственному предприятию Parlstwowe Zaklady Lotnicze пришлось строить производственные мощности практически с нуля. Конечно, здесь тоже не обошлось без участия советских специалистов.
Сотрудники конструкторского бюро ОКБ-329 оказывали всю посильную им помощь в создании нового завода. На это потребовалось время, но уже в 1965 году завод выпустил первые экземпляры вертолёта Ми-2. Впоследствии многоцелевой вертолёт где только не нашёл применения. В армии его использовали в качестве транспортника для перевозки грузов и личного состава, пограничники – для патрулирования государственной границы, на море он служил в качестве палубного вертолёта, в гражданской авиации он использовался как грузопассажирский транспорт, ему нашли место даже в ГАИ, а также для снабжения полярных станций. Производство Ми-2 завершилось в 1998 году, но в целом ряде стран он находится в эксплуатации до сих пор. Его используют в странах бывшего Советского Союза, в Африке, в азиатских странах и в Северной Корее.
Советский вертолёт Ми-2 быстро стал известен благодаря своей силовой установке. На тот момент не было ни одного другого вертолёта, на котором были бы установлены два газотурбинных двигателя. Впрочем, хоть из силовой установки такой конструкции и можно было выжать требуемую мощность, но именно она стала причиной половины всех недостатков Ми-2. Технически она была очень сложной, поэтому эксплуатация двигателей вызывала целый ряд трудностей, которые вызывали целую бурю эмоций у обслуживающего персонала. К тому же особенности конструкции Ми-2 служили постоянным источником поломок, например, часто появлялись трещины в выхлопных патрубках, а металлическая стружка вызывала масложор и быстрый износ подшипников. К этим проблемам со временем неизбежно добавились новые, поскольку техника была далеко не новой и начинала капризничать в самый неподходящий момент.
Несмотря на всё это, вертолёт Ми-2 до сих пор используется, в том числе и в самых неблагоприятных условиях, например, в северных районах, где сильные холода накладывают дополнительные ограничения на эксплуатацию.
Впоследствии конструкторское бюро Миля разработало новый транспортный вертолёт Ми-6, более современный и совершенный, но и он не был застрахован от аварий. Один из них упал далеко в тундре и до сих пор там находится.