С тех пор, как государства, имеющие выход к морю, осознали все преимущества военного флота, началась безостановочная гонка вооружений на воде. Собственный военный флот является серьёзным аргументом в решении конфликтов. Появление же авианосцев позволило значительно увеличить ударную силу. В СССР это поняли и сделали попытку создания собственных судов.
Немного истории
Военно-морской флот открыл большие возможности для страны. Он создавался частично для защиты границ со стороны моря, частично – потому как он был у других стран. О создании авианосцев начали задумываться к концу 30-х годов ХХ-го века, но с началом войны этот проект был заброшен.
Лишь в 70-х годах вновь заговорили о необходимости строительства собственных авианосцев. К тому времени Соединённые Штаты имели внушительную ударную силу из 15 авианосцев, включая три с атомной силовой установкой. Для создания авианесущих кораблей открыли новый проект 1143 «Кречет». Вскоре появились и результаты работ: спустили на воду четыре авианесущих тяжёлых крейсера: «Киев» — в 1975 году, «Минск» — в 1978, «Новороссийск» — в 1982, а «Баку» в 1986. Но они сильно отличались от общепринятого понятия «авианосец».
Основное их отличие – наличие тяжёлого крейсерского вооружения. Их оснастили противокорабельными ракетами, зенитно-ракетными комплексами, реактивным бомбомётом и прочим вооружением. В отличие от них классический авианосец имеет лишь символическое вооружение. Он создаётся как часть авианосной группы, в состав которой входят многочисленные боевые корабли, обеспечивающие его прикрытие. Вместо вооружений он несёт огромные запасы топлива для самолётов и столь же большие – боеприпасов.
В качестве воздушной ударной силы для авианесущих крейсеров использовали самолёты ЯК-38. На каждом размещалось 12 самолётов и 12 вертолётов. Между тем, они оказались плохо приспособленными к подобному использованию. Для взлёта они использовали вертикальную тягу, но это сильно увеличивало расход топлива. Радиус действия самолёта был слишком маленьким, а вооружение слабым. При этом ЯК-38 оказался очень неповоротливым и ненадёжным – 48 самолётов разбились во время эксплуатации. Пилоты Соединённых Штатов и НАТО старались вообще не приближаться к ним, опасаясь столкновения.
Авианосец – не наш метод
Многие относятся к авианесущим тяжёлым крейсерам как к «недоделанным авианосцам», польза от которых весьма спорная. Но для их создания на тот момент были достаточно веские причины.
Прежде всего, авианосец номенклатурой воспринимался как часть агрессивной политики. Он позволял доставить орудие устрашения, а именно – ударную авиационную группу, к берегам противника, минуя все преграды. Советский Союз пытался обозначить себя мирной державой, поэтому появление подобных вооружений могло нанести вред политическому имиджу.
Второй же причиной стала Конвенция Монтрё, из-за которой авианосец не мог выйти через проливы на «большую воду», и его пришлось бы использовать только на Чёрном море, где он бесполезен. Тяжёлые авианосные крейсеры стали компромиссом. На них авиационная группа играет роль дополнительной ударной силы. Турция в таком виде корабли пропустила.
От службы к списанию
Несмотря на недостатки, появившиеся из-за допущенных конструкторским бюро Яковлева ошибок, на то время корабли имели хороший потенциал. Идея по наращиванию ударной силы при помощи авиационной группы оказалась хорошей, хоть и не была полностью реализована из-за низкой боеспособности и высокой аварийности самолётов.
Авианосные крейсеры «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») и «Киев» были приписаны к Северному флоту, а «Новороссийск» и «Минск» — к Тихоокеанскому. Все они выполняли предназначавшуюся им роль.
После распада Советского Союза все четыре корабля оказались в составе российского флота. Но, учитывая сложившиеся обстоятельства и состояние судов, с их дальнейшей эксплуатацией возникли большие проблемы.
Самыми первыми из выпущенных судов были «Киев» и «Минск». За прошедшие годы их состояние сильно ухудшилось, им требовался капитальный ремонт. Но на их содержание и ремонтные работы денег не нашлось, поэтому они были списаны в 1993 году и проданы. Впоследствии оказавшийся в Китае «Киев» переоборудовали в достаточно дорогой плавучий отель, а «Минск», проданный на металлолом, выполняет роль тематического парка в Корее.
«Новороссийск», который должен был стать более совершенным, чем два предыдущих корабля, так и не был доукомплектован. В 1997 году его утилизировали в Южной Корее. Последний корабль «Адмирал Горшков» продали Индии, переоснастили, укомплектовали самолётами и отправили на новую родину.
Но не только огромные корабли выполняют важную задачу. Небольшие катера также могут стать частью истории.