Линкор – один из самых больших и тяжеловооруженных военных кораблей. Когда-то считалось, что именно они могут дать огромное преимущество во время морских сражений, обладая большой огневой мощью. Поэтому морские державы старались превзойти друг друга и создать плавучую крепость. Одним из самых больших линейных кораблей того времени стал линкор «Ямато», построенный в Японии.
Мощное пополнение
К концу 1930-х годов стало очевидным, что использование линейных кораблей крайне непродуктивно. Они предназначались для ведения боя в открытом море (в основном, с такими же линкорами) и разрушения объектов противника, находящихся на берегу. Потеря интереса к этому виду кораблей связана, в первую очередь, с их невостребованностью: за всю историю столкновений на море дуэли между кораблями случались сравнительно редко, а использование для атак на береговые объекты было очень ограниченным. В итоге, их строительство было повсеместно свёрнуто.
Везде, кроме Японии. После Первой мировой войны военное командование решило проигнорировать международное соглашение, ограничивающее водоизмещение и вооружение военных судов, и приступило к постройке нескольких тяжёлых линейных кораблей вместо многочисленных маленьких. Высшие военные чины придерживались мнения, что несколько тяжеловооруженных судов будут обладать куда большей военной мощью. При этом они уповали на ограничения, существующие для военных судов, проходящих через Панамский канал: противнику было бы неоткуда взять корабли, способные сравниться с линкорами.
Линкоры класса «Ямато»
В начале ноября 1937 года Япония начала строительство первого линейного корабля «Ямато». Для этих целей выделили и углубили верфь в Куре. Спустя почти полгода в Нагасаки началось строительство линкора «Мусаси», второго и корабля класса «Ямато». Мог бы появиться ещё один корабль такого же типа, но в середине строительства, начатого в 1940 году, его заморозили, а потом переделали в авианосец. Военное командование Японии приложило немало сил, чтобы сохранить создание кораблей в секрете. Даже судостроители не знали, что именно они возводят, поскольку видели лишь небольшую часть проекта.
Линкор «Ямато» был спущен на воду в середине 1939 года, поступил в распоряжение вооружённых сил в конце 1941, а на его ввод в эксплуатацию ушло ещё полгода. Линейный корабль «Мусаси» вывели из дока на четыре месяца позже. Всего же на постройку «Ямато», считая от начала разработки и до полной боевой готовности, ушло 6 лет и 9 месяцев.
При длине 263 метра и высоте 38 метров, «Ямато» обладал водоизмещением 72800 тонн. Приводила его в движение чрезвычайно прожорливая паротурбинная силовая установка с четырьмя валами мощностью 153 тысячи лошадиных сил, которая в час сжигала 63 тонны топлива.
Линейные корабли этого класса обладали солидной бронёй, но она была не однородная. Лучше всего была защищена огневая рубка, толщина её внешнего бронирования составляла 500 мм. Остальное бортовое бронирование имело толщину 410 мм, но при этом оно закрывало лишь чуть больше половины длины корабля. Последующие события показали, что этого очень мало.
Основное вооружение линкора – девять орудий калибром 460 мм. Их дополняли шесть орудий калибром 155 мм, 24 орудия – по 127 мм, 152 25-миллиметровых и четыре пулемёта калибром 13 мм. Главные орудия наводились электронно-механическими вычислителями. О системах ПВО, разумеется, речи тогда никакой не шло.
Бесславный конец линкоров
Большую часть войны линейные корабли класса «Ямато» простояли без дела возле острова Трук. У них не было ни единого шанса показать всю свою огневую мощь. В 1943 году линкор «Мусаси» отправился к Алеутским островам, а в 1944 оба корабля задействовали у Филиппин, в заливе Лейте.
Именно там 24 октября 1944 года затонул линейный корабль «Мусаси». В этом бою стали очевидны все недостатки линкоров, обладающих огромной огневой мощью. Вся она стала совершенно бесполезной, когда речь зашла об авианалётах. Линейный корабль был лёгкой мишенью для истребителей и бомбардировщиков, его расстреливали как в тире. При полном отсутствии системы ПВО тому просто нечем было ответить, а в сопровождавшей его эскадре не было ни одного авианосца.
В течение шести авианалётов японская эскадра была полностью потоплена: 23 эсминца, 11 крейсеров и 7 линкоров. «Мусаси» досталось от 16 до 20 торпед и до 17 тяжёлых авиабомб.
Та же участь постигла и линкор «Ямато» 7 апреля 1945 года возле Окинавы, куда тот оправился в сопровождении одного крейсера и семи эсминцев. Они должны были оказать помощь в отражении высадки американцев, пожертвовав собой ради этого. Корабли не достигли Окинавы, их обнаружили раньше и атаковали с авианосцев.
В авианалёте принимало участие 227 палубных самолётов. За два часа в линкор попало около десятка торпед (все по одному борту) и около 13 тяжёлых авиабомб. «Ямато» дал крен, сместившиеся 460-миллиметровые снаряды, находившиеся на борту, взорвались, после чего корабль пошёл ко дну вместе с 3063 членами экипажа, спастись удалось лишь 269. Потери с американской стороны составили 47 самолётов.
Масштабные катастрофы происходят и с гражданскими судами. Некоторые из них даже превосходят по своим масштабам крушение Титаника.