Свинцовый КрАЗ: Машина апокалипсиса

У человека нет страшнее врага, чем радиация. Её невозможно обнаружить без спецтехники, а на организм она оказывает крайне губительное воздействие. Защититься от неё трудно, но возможно. Во время чернобыльской катастрофы, к примеру, даже разработали специализированный транспорт для перевозки «горячих» обломков.

Невидимый враг

Радиацию не видно и не слышно, она ничем не пахнет. Хоть некоторые из ликвидаторов чернобыльской аварии и рассказывали, что радиационный фон можно почувствовать на вкус. Правда, происходит это лишь при крайне высоком уровне радиации, поэтому для определения её наличия это не годится. Даже не смертельные дозы вызывают катастрофические изменения в организме, а защититься от жесткого излучения очень сложно. На технику оно тоже влияет далеко не лучшим образом.

Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС наглядно продемонстрировал неготовность человека к ликвидации подобных аварий и непригодность к этому существующих видов техники. К примеру, для вывоза радиоактивных осколков и частей конструкций не нашлось подходящих грузовиков. Управлять техникой дистанционно с безопасного расстояния не получалось, поскольку радиация мешала работе электроники и быстро выводила её из строя, водитель же при этом получал билет в один конец.

Поэтому во время ликвидации последствий аварии задумались о создании защищённого грузовика. Он должен был не только вывезти опасный груз, но и защитить при этом человека. Для реализации настолько срочного проекта обратились к специалистам Кременчугского автомобильного завода.

Грузовой «танк»

Времени на разработку принципиально нового грузовика у специалистов из экспериментального отдела КрАЗа попросту не было. Поэтому они решили модернизировать самосвал КрАЗ-256Б1. Правда, для этого им пришлось внести радикальные изменения.

Единственный материал, который может хоть сколько-нибудь защитить от радиации – это свинец. Первоначально ликвидаторы аварии им пытались частично обшивать кабину грузовиков, но защита получилась очень слабой. Инженеры КрАЗа учли этот опыт и решили на уже существующее шасси поставить совершенно новую кабину, которая по своей сути являлась бронированным монококом.

Кабина состояла из внутренней и внешней оболочек, изготовленных из стальных листов. Между ними оставили свободное пространство, заполнив его расплавленным свинцом. Причём толще всего защита была снизу, предохраняя водителя от жесткого излучения, исходящего от валяющихся на земле обломков. Вместо лобового стекла сделали два 30-сантиметровых окна с защищёнными от радиации стёклами, а попасть в кабину можно было лишь через крошечную дверь.

Кабину сделали герметичной и оборудовали её системой фильтрации воздуха военного образца, которая успешно удаляла из воздуха все посторонние частицы, включая и радиоактивную пыль. Казалось бы, водитель в таком грузовике должен чувствовать себя абсолютно спокойно, но поводы понервничать всё-таки были. Первый из них – плохой обзор из-за подслеповатых окон. Чтобы обеспечить хоть какую-то приемлемую видимость, перед окнами разместили целую систему зеркал, но помощи от неё было не очень много. Второй же повод дали сами конструкторы. Они не смогли разместить управление зажиганием внутри кабины, поэтому двигатель приходилось держать постоянно включённым. Если бы он заглох, водитель вряд ли смог бы выбраться самостоятельно, особенно в «горячей» зоне.

Как показали проведённые испытания, грузовик отлично защищал человека от радиации, но трёхтонная кабина создавала серьёзный дисбаланс. Она опиралась лишь на переднюю ось, причём со смещением в одну сторону. В итоге с нагруженной стороны пришлось усиливать подвеску, увеличивать давление в шине и дополнительно крепить его на диске. После того как экстремальный самосвал КрАЗ-256Б1-030 показал хорошие ходовые и защитные качества, на заводе тут же началось его производство.

Сборкой сверхзащищённого грузовика занимались круглосуточно, используя в качестве основы серийную модель. Всего было изготовлено и отправлено на ликвидацию аварии 18 самосвалов КрАЗ-256Б1-030. Они все использовались в работах, а по их завершении отправились на радиоактивное кладбище машин.

Возле Чернобыльской АЭС находится завод «Юпитер», за долгое время обросший неимоверным количеством мифов и легенд.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓