Техника времён Великой Отечественной, не дошедшая до поля боя

В годы Великой Отечественной войны конструкторы прилагали огромные усилия в создании военной техники и оружия для фронта. Правда, некоторые из этих проектов до фронта так и не добрались. Работа над ними заняла слишком уж много времени, а некоторые перспективные разработки и вовсе забросили после окончания войны.

Тяжёлый танк ИС-3

В 1944 году советское командование решило модернизировать тяжёлый танк ИС-2, чтобы усилить его защиту. При этом собирались использовать его узлы и агрегаты, чтобы упростить конструирование, а впоследствии и производство. Одновременно готовили два прототипа, использовав при этом разные подходы к усилению их защиты. В первом случае усилили бронирование лобовой части башни, а также изменили её форму на клиновидную. Это одновременно снизило риск пробития и улучшило обзор. Во втором случае бронирование осталось прежним, но изменилась форма башни: её сделали приплюснутой. Таким образом уже существующее бронирование могло защитить от выстрела из самых лучших на тот момент 88-миллиметровых орудий.

В итоге, тщательно проанализировав обе машины, из них решили сделать один танк. Таким образом тяжёлый танк ИС-3 приобрёл едва ли не лучшую защиту, пробитие которой было большой проблемой для уже существующих танков. Правда, не обошлось без серьёзных проблем: конструкция боевого отделения была далека от идеальной, швы сварного корпуса могли разойтись после полученных попаданий, двигатель оказался достаточно сложным, и в походных его ремонт вызывал большие проблемы. К тому же он перегревался. В любом случае тяжёлый танк ИС-3 не был полностью готов и не смог принять участие в боевых действиях. Впоследствии, несмотря на имеющиеся недостатки, его приняли на вооружение.

САУ СУ-101

Во время Великой Отечественной войны САУ СУ-100 нашли отличное применение на фронте. Они оснащались 100-миллиметровой пушкой и могли нанести серьёзный урон противнику, но имели при этом несколько существенных недостатков. Уже сразу после начала их эксплуатации стало очевидно, что у самоходок есть большие проблемы с манёвренностью из-за слишком большой длины ствола. К тому же это смещало центр тяжести вперёд и основательно перегружало катки, из-за чего ходовая часть могла сломаться в самый неподходящий момент, особенно на пересечённой местности. Решением проблемы должна была стать новая самоходная установка улучшенной конструкции.

К октябрю 1944 года были готовы несколько проектов со своими конструктивными особенностями и артиллерийским орудием. Из них всех выбор пал на САУ СУ-100-М-2, которая оснащалась 100-миллиметровой пушкой Д-10С. Самоходка получила индекс СУ-101, и предназначалась она для борьбы с танками противника, а некоторые уже строили планы по её дальнейшей модернизации, собираясь оснастить её более мощным орудием. Башню расположили в кормовой части САУ, а спереди разместили двигательную установку. Орудие осталось тем же самым, что и у предыдущей модели СУ-100, но при этом внесли целый ряд конструктивных изменений. САУ могла вести огонь и прямой наводкой, и настильно с закрытой позиции. Несмотря на обнадёживающие результаты испытаний, одну из главных проблем, а именно частые поломки ходовой части, так и не решили. Из-за этой и других проблем проект в конечном итоге закрыли.

ЗСУ-37

На протяжении всей Великой Отечественной войны Советскому Союзу катастрофически не хватало эффективной противовоздушной обороны. Конечно, до некоторого времени зенитные комплексы помогали, но авиация не стояла на месте и развивалась огромными темпами. Маневренность и скорость истребителей постоянно увеличивались, и старые зенитки уже не могли за ними угнаться. При этом особенно доставалось танковому корпусу. Места дислокации, ремонта и технического обслуживания бронетехники постоянно подвергались налётам авиации, горела техника и погибали опытные экипажи. Лишь к концу 1943 года был готов проект новой зенитной самоходной установки, а в феврале 1944 уже построили прототип ЗСУ СУ-17. Правда, испытаний самоходная зенитка не прошла, поскольку в ходе испытаний выявились несколько небольших, но неприятных проблем.

Проект ЗСУ отдали на другой завод, поручили устранить дефекты и подготовить новый зенитный комплекс. В основе прототипа лежало шасси, очень похожее на СУ-76, и двигатель был точно таким же. Чтобы улучшить характеристики ЗСУ, конструкторы собирались сильно уменьшить её вес и модернизировать двигательную установку. В итоге после целого ряда модификаций вес удалось снизить более чем на тонну, а силовую установку оставили той же, но переделали и форсировали её. Сама же ЗСУ-37 оказалась очень продвинутой для своего времени. Для наведения на цель зенитной самоходной установке требовался целый орудийный расчёт, где каждый наводчик выполнял свои функции. Орудие оснащалось зенитным прицелом, при помощи которого можно было корректировать огонь с учётом упреждения на движение цели. При этом стрельба производилась несколькими типами трассирующих снарядов: осколочными, осколочно-зажигательными и бронебойными. Уверенное поражение целей было возможно на расстоянии до 2,5 километра.

У башни зенитной установки крыши не было, вместо этого сверху натягивался брезентовый тент. Под 37-миллиметровое зенитное орудие в передней части башни был сделан специальный вырез, чтобы наводить её по вертикали, а по бокам были сделаны съёмные броневые щиты. Между щитами оставили свободное пространство, через которое экипаж мог вести огонь по противнику в случае необходимости. Серийный выпуск ЗСУ-37 начался в 1945 году, но на фронт зенитка так и не попала. Производство продолжалось вплоть до 1948 года, а сколько установок было выпущено, точно неизвестно.

Советские инженеры в своё время построили много экспериментальных танков, которые остались только в истории и не получили серийного воплощения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓