Охота подводной лодки за кораблями или другими субмаринами – чрезвычайно редкое событие со времён Второй мировой войны, зато его можно наблюдать в некоторых художественных фильмах. Правда, они отражают лишь видение режиссёра, который заботится лишь о зрелищности и спецэффектах. На самом же деле, всё происходит совсем не так, как в кино.
Всё как в кино
Подводный бой между субмаринами в кино – весьма впечатляющее зрелище. Основное вооружение подводной лодки составляют торпеды, при помощи которых и поражаются подводные и надводные объекты. Кинематографисты добиваются потрясающих эффектов, изображая подводный бой между субмаринами. Одна выпускает несколько торпед, а другая их нервно отслеживает, пытается от них убежать и увернуться. Сцены получаются чрезвычайно интересными, зрелищными и драматичными.
Правда, действительности они плохо соответствуют. На текущий момент технологии постройки субмарин и боеприпасов для них стали настолько совершенными, что современные подводные суда превратились в своеобразную плавучую крепость с очень широкими возможностями. Чтобы с большой долей вероятности поразить подводную лодку, требуется столь же совершенные вооружения, которые стоят на абсолютно другом уровне, чем во времена Второй мировой войны. Именно поэтому подводный бой (или надводный с военным кораблём) сильно отличается от всего, что нафантазировали режиссёры со сценаристами. Чтобы получить красочные сцены, они опустили многие интересные детали.
Подводная лодка
Главное средство обнаружения противника для подводной лодки – гидроакустические системы. При помощи пассивного сонара собираются и анализируются внешние шумы, среди которых может оказаться шум винтов, двигателей или других механизмов внутри подводной лодки. Активный сонар – полная ему противоположность. Он издаёт звуковые импульсы, а потом ловит и анализирует полученное эхо, выполняя таким образом функции гидролокатора. Конечно, в последнем случае подводная лодка сразу же себя выдаёт, и любая другая субмарина в радиусе действия сможет точно зафиксировать её положение.
С момента изобретения гидроакустических систем конструкторы прилагают огромные усилия, чтобы уменьшить шум, издаваемый подводными лодками. Только таким способом можно снизить заметность, избежать обнаружения и следующей за этим атаки. К примеру, создающие вибрацию механизмы устанавливаются на резиновые демпферы, внешний корпус тоже покрывается слоем резины, поглощающей звуки. От того, насколько тихой будет субмарина, в прямом смысле зависит её сохранность. Современные подводные лодки стали настолько совершенны в маскировке, что считаются практически бесшумными, и для их обнаружения требуются большие усилия. Впрочем, технологии постройки торпед тоже не стоят на месте, и именно поэтому некоторые фильмы с подводными лодками вызывают большое недоумение у специалистов.
Торпеды в кино и в реальной жизни
В фильмах между торпедой и подводной лодкой обязательно начинается настоящее противостояние: кто окажется проворней и быстрее. Торпеда преследует судно, а оно пытается уклониться в последний момент или использует многочисленные приманки, чтобы отвлечь торпеду и спровоцировать её на атаку другой цели. Зрелище получается достаточно эпичным и напряжённым, а субмарине удаётся уклониться от залпа в самую последнюю секунду. Правда, как именно это получилось, никто не скажет, причина же тому очень простая: это физически невозможно.
Современные торпеды созданы для того, чтобы поражать современные подводные лодки и военные корабли, поэтому их разработчики предусмотрели и наличие у противника совершенных гидроакустических систем, и использование разнообразных торпед-приманок, и существенно сниженный уровень шума. От некоторых же торпед с повышенной дальностью действия даже при лучшем раскладе увернуться не получится: они просто развернутся и возобновят гонку. Самое же интересное, что в большинстве случаев судно не сможет «увидеть» торпеду до тех пор, пока в нём не образуется огромная пробоина.
В современных торпедах предпочитают устанавливать электрические двигатели, поскольку они обладают некоторыми важными преимуществами. Например, они могут практически мгновенно набирать скорость из-за отсутствия ограничений со стороны многочисленных механических агрегатов. В любом случае, и с двигателем внутреннего сгорания, и с электромотором боеприпас получается почти бесшумным. Этого удалось достичь с помощью тех же самых технологий, которые используются в проектировании подводных лодок, поэтому с момента залпа и до момента поражения цели торпеду невозможно будет обнаружить.
К тому же она отправляется на охоту за вражескими судами не сама по себе, а под контролем оператора. В большинстве случаев современные торпеды связаны тонким металлическим или оптоволоконным кабелем, что позволяет оператору контролировать её и при необходимости корректировать работу программы на лету. На деле это означает крушение практически всех надежд на использование приманок. Оператор ориентируется не только на показания гидролокаторов торпеды, но и на датчики подводной лодки, поэтому он может легко скорректировать текущую цель и не дать торпеде отвлечься на фальшивые. В свою очередь, торпеда использует пассивную гидроакустику и ничем не выдаёт своего присутствия, а что дальше происходит в момент обнаружения цели, зависит целиком от программы и действий оператора. В ряде случаев включается активный сонар, чтобы зафиксировать цель, торпеда набирает скорость и на всех парах несётся вперёд. При этом скорость слишком велика, чтобы команда на судне смогла отреагировать соответствующим образом и предпринять хоть что-нибудь.
В итоге морская битва сводится к вопросу, кто первый кого обнаружит. Недаром для поиска подводных лодок используют и другие средства, кроме эхолокаторов, такие как анализ поверхности моря. В любом случае реальное противостояние с современной подводной лодкой, оснащённой современными же торпедами, не является чем-то простым или таким же зрелищным как в кино.
Самыми современными подводными лодками являются атомные, обладающие большими возможностями и потрясающей ударной мощью.