Как работает атомная подводная лодка

Атомные подводные лодки – едва ли не главная ударная сила на море. Они разительно отличаются от старых дизель-электрических субмарин и фактически находятся на совершенно ином уровне по своим возможностям. АПЛ имеют огромную автономность и мощное вооружение, они многофункциональны и могут служить не только щитом на границе, но и наносить сокрушительные удары по другим странам.

Как у всех

Удивительно, но общая структура подводной лодки почти идентична структуре дизель-электрических. Работают они точно так же, и с использованием тех же самых физических законов. Ближе к внешней части АПЛ, под её корпусом находятся цистерны, предназначенные для забортной воды. Когда они заполнены воздухом, подводная лодка имеет положительную плавучесть и может держаться у поверхности моря, если же их полностью заполнить забортной водой, то лодка начнёт погружаться. Причём цистерны распределены таким образом, чтобы с их помощью можно было регулировать крен вперёд или назад, а также вправо и влево. Заполняя или продувая цистерны сжатым воздухом, можно заставить её погружаться или всплывать. Сжатый воздух для этих целей хранится в специальных баллонах.

Подводная лодка разбита на отсеки, используемые для разных целей. К примеру, в носовом отсеке разнообразное навигационное оборудование, а в кормовом – силовая установка, гребной вал и баллоны со сжатым воздухом. Все подводные лодки построены по одному принципу – минимизировать урон в случае, если будут получены какие-то повреждения. Поскольку главным врагом здесь является вода, все отсеки разделены переборками, которые можно в любой момент перекрыть и обеспечить таким образом полную герметичность каждого из них. Причём большая часть важных систем дублируется, поэтому выход из строя одной из них никак не повлияет на работу лодки.

Важная часть любой подводной лодки – её корпус. Чтобы выдерживать огромное давление воды на большой глубине, он обладает большим запасом прочности. К тому же у него имеется ещё одна очень важная функция – поглощение звуковых колебаний. Несмотря на все ухищрения конструкторов, атомная субмарина всё равно издаёт сильный шум, хоть он и снижен до некоторого значения. Внешнее покрытие лодки состоит из резины, и с её помощью заметность АПЛ сильно снижается. В зависимости от конструкции, у лодки может быть второй корпус, внутренний, и подобная конструкция обеспечивает дополнительную прочность и защиту. При этом некоторые АПЛ создаются специально для службы в северных широтах и обладают достаточно прочным корпусом, чтобы проламывать лёд большой толщины.

Вооружение

АПЛ – прежде всего боевое судно, поэтому она снаряжается торпедами и ракетами нескольких видов. Торпедные аппараты и боезапас к ним находятся в носовой части. Торпеды размещаются на сконструированных специально для такого случая стеллажах и заряжаются автоматически. Тип и количество тех или иных вооружений зависит от вида подводной лодки. К примеру, многоцелевые субмарины, помимо крылатых ракет, оснащаются большим запасом торпед разного калибра. Они универсальные и подходят для выполнения самых разных миссий, таких как защита конвоев, охота за кораблями и подводными лодками, а также нанесение ударов по наземным целям. У стратегических ракетных крейсеров совсем другая задача, они несут на себе баллистические и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Их единственное предназначение – нанесение ударов по большим объектам, таким как военные базы, морские порты или города.

Время увлекательных экспериментов с вооружениями для подводных лодок давно прошло, поэтому какую-нибудь дикую экзотику на субмаринах найти не получится. Самым же новым оружием для них стали беспилотники подводного и надводного типа, у России тоже есть такой – «Посейдон». Это нечто среднее между торпедой и беспилотником, причём с собственным ядерным реактором. Будучи один раз запущенным, он не нуждается в удалённом управлении и может атаковать любую цель, никем не замеченный до самого момента её поражения. «Посейдон» несёт на борту ядерный заряд, и во время его подрыва образуется огромная приливная волна, которая сметает всё на своём пути и оставляет после себя радиоактивные развалины.

Силовая установка

Главная особенность атомных подводных лодок – ядерный реактор. Обычно, когда речь заходит о реакторе, вспоминают об огромных атомных электростанциях, которые обеспечивают электроэнергией целые города. Правда, подводной лодке требуется гораздо меньшая мощность, поэтому специально для такого случая был разработан реактор поменьше. Его компактный вариант легко помещается на борту, причём даже не в одном экземпляре. На больших субмаринах устанавливают два реактора, чтобы гарантировать наличие энергии в случае неполадок или остановки одного из них.

В зависимости от модели, топлива реактору хватает на срок от пяти до десяти лет, после чего модуль с топливными элементами должен быть заменён на новый. Благодаря наличию реактора, срок автономного плавания ограничен лишь количеством продуктов питания и пресной воды на борту. К тому же именно благодаря реактору и обеспечиваемой им мощности атомная подводная лодка может принять на борт большое количество вооружений и обладает грандиозным ударным потенциалом.

Концепция современной подводной лодки сильно изменилась, и теперь их могут выпускать больше похожими на прогулочный катер, рассчитанный на несколько человек.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓