В дорогу с атомом: Как СССР строил мобильные атомные электростанции

Некоторые проекты, созданные во времена Советского Союза, даже сейчас вызывают удивление у специалистов. Обладая технологиями, которым было очень далеко до уровня современных, учёные, инженеры и конструкторы разрабатывали удивительные машины, впечатляющие даже сейчас. И одна из них – передвижной гусеничный ядерный реактор.

Ядерная батарейка

Где бы человек не остановился, его главным другом и помощником всегда будет электричество, но централизованное электроснабжение есть далеко не везде. Даже сейчас в России остаются деревни, лишённые этого блага цивилизации, а в 1950-е годы ситуация была ещё хуже. Особенно от этого страдали удалённые регионы, где вовсю кипела работа. Вокруг богатых месторождений на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере постепенно образовывались крупные поселения, но вот с таким благом цивилизации, как электричество, дело обстояло не очень хорошо. Единственным его источником оставались мощные генераторы, вот только топливо для них привозить было очень сложно.

Единственной альтернативой был источник энергии на ядерном топливе. Разумеется, никто не собирался строить атомные электростанции в большом количестве, но руководство страны всерьёз задумалось о разработке компактного ядерного реактора, который можно было бы просто перевезти к месту назначения и использовать как дизельную электростанцию. Именно так и родилась на свет электростанция малой мощности ТЭС, работающая на ядерном топливе.

Реактор на колёсах

Конец 1950-х годов ознаменовался важным событием. Министерство среднего машиностроения, под вывеской которого работало Министерство атомной энергетики, выдало конструкторскому бюро Кировского завода интересный заказ. Его специалисты должны были построить компактный ядерный реактор, который можно было поставить на самоходную платформу и отправить практически в любую точку Советского Союза. Этот агрегат должен был решить очень важную проблему отсутствия электричества в самых удалённых медвежьих углах, куда тянуть линии электроснабжения было попросту невозможно. План был прост, как всё гениальное. Руководство собиралось сделать десятки подобных «атомных генераторов» и использовать их в качестве основного источника энергии вместо дизелей. Благо, топлива хватало на достаточно длительное время, а установка выдавала вполне достаточную мощность, чтобы обеспечить все потребности населения.

Правда, непосредственно атомный реактор представлял собой огромную и чрезвычайно тяжёлую конструкцию, и о её миниатюризации речи вообще не шло. Благо, на тот момент задача создания маломощного реактора уже была решена, его разработали для установки на подводную лодку, успешно испытали и установили. Поэтому самый главный вопрос был решён и осталось лишь определиться, как заставить его передвигаться. Вот только время на выполнение госзаказа было очень ограниченно, конструкторам пришлось обратиться к уже существующим решениям и приспосабливать их к текущей ситуации.

И первое, что они сделали, так это решили разделить реактор на несколько частей. Даже в своём миниатюрном исполнении, которым оснащалась подводная лодка К-3, он был очень большим и не подходил для транспортировки на стандартных шасси. Помимо самого реактора, в комплекс входит целый набор различной техники, включая и генератор, поэтому одна машина превратилась в целый автопоезд из четырёх частей: самого реактора, парогенератора, насосов и пульта управления. Разумеется. Сам реактор был небольшим, его изготовили в виде цилиндра размером 60х65 сантиметров, и в нём размещались 74 сборки из таблеток из высокообогащённого урана. За сутки эксплуатации расходовалось примерно 14 грамм активного материала, а время работы без дозаправки составляло 250 дней. При этом реактор снабжался двухуровневой биологической защитой (свинец и борная кислота), но этого оказалось мало. Дополнительно реакторную установку предлагалось закопать в траншею и обнести железобетонными плитами. Предполагалось, что на месте назначения инженеры соберут всё это вместе, включат и обеспечат электроэнергией поселение.

Конечно, чтобы всё это могло передвигаться, требовалось отличное шасси, обладавшее двумя важными качествами: огромной прочностью и способностью преодолевать практически любое бездорожье. Основой для него послужил тяжёлый танк Т-10, вернее, четыре танка. Всего изготовили четыре самоходных платформы на базе уже имеющихся, сэкономив таким образом много времени и сил. Назвали всю установку ТЭС – транспортабельная электростанция. Вся установка без танковых шасси весила около 200 тонн, а скорость её передвижения не превышала 15 км/ч.

Особенной мощностью установка не блистала. Максимум, что она могла выдать, так это 1500 кВт. Она была слишком маленькая, чтобы обеспечить что-то большее. Но и этого должно было хватить для обеспечения жизнедеятельности в дальних регионах.

Бесславный конец

За всё время кировские специалисты собрали три установки. Первые две из них, ТЭС-1 и ТЭС-2, были стационарными и строились исключительно ради эксперимента, чтобы проверить правильность идеи, определить дальнейших ход работы и скорректировать его, если потребуется. На них отрабатывали всю концепцию в целом и доводили её до совершенства. Различия между ними были принципиальными и строились они на разных схемах работы. Только третья версия электростанции в миниатюре была оборудована самодвижущейся тележкой.

Испытывали ТЭС-3 в реальных условиях: реакторный тягач защитили плитами и оставили работать на несколько месяцев. Он вполне справился со своей задачей, а реактор выработал свой ресурс. Правда, на этом всё закончилось. В середине 1960-х годов курс партии резко изменился, и о дальнейшей разработке проекта больше никто не думал. Финансирование прекратили, сделали дезактивацию техники и отправили на покой. Впоследствии один из тягачей по высшему распоряжению отправился в исследовательскую экспедицию на Камчатку.

Исследования в области компактных атомных реакторов продолжаются и по сей день, им даже собираются оснастить огромную плавучую лабораторию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓