Важность использования военно-воздушной техники переоценить крайне сложно. Она открывает большие возможности для защиты границ, обороны и нападения, поэтому её совершенствованию и разработке уделяется много внимания. Скорость, манёвренность, вооружение и функционал здесь решают всё, и авиаконструкторы разных стран активно работают над созданием самолётов пятого поколения.
Пятое поколение
Растущие технические возможности, в том числе и в военном комплексе, предполагают постоянную модернизацию техники. Без этого техническое оснащение очень быстро устареет, а терять свои позиции в этой области не захочет ни одно государство. Не стали исключением и военно-воздушные силы, которым на замену устаревшей технике требуются самолёты новейшего образца. Именно поэтому разработка самолётов пятого поколения стоит во главе угла.
Современный самолёт пятого поколения должен обладать некоторыми качествами, поднимающими его боевые характеристики на достаточно высокий уровень. Предполагается, что самолёт сможет маневрировать на сверхзвуковых скоростях без потери боеспособности, у него появится возможность переходить к таким скоростям без форсажа, самолёт станет универсальным, будет иметь на борту высокопроизводительные «умные» системы. Эти и прочие требования должны вывести боевую авиацию на совершенно другой уровень. Вот только в этой области не всё так гладко, причём разработчиков разных стран.
Технические проблемы и главенство в небе
Разработка боевых самолётов пятого поколения связана с огромными сложностями. Количество технических проблем, которые требуется при этом решать, просто огромно. Сам по себе самолёт становится средоточием современных технологий из самых разных областей, а не только военных. Только для создания «невидимости» в радио- и инфракрасном диапазоне потребуются неимоверные усилия радиоэлектронной промышленности. В итоге создание современного аппарата превращается в длительный и изнуряющий процесс.
В результате первым истребителем пятого поколения, ставшим на вооружение, оказался американский F-22 Raptor. Несмотря на технические проблемы, часть из которых потом всё-таки удалось решить, самолёт отлично себя показал. Выпускали F-22 с 1997 по 2011 год, а создали в гораздо меньшем количество, чем планировалось. Причина же была простой – истребитель устарел едва ли не сразу после выпуска, к чему привело взрывное развитие технологий. Даже без этого техники столкнулись с огромными трудностями: для ремонта F-22 у них на руках не было ничего, ни документации, ни инструментов, ни запасных частей. И эту проблему не решили до сих пор.
На его замену в США разработали истребитель-бомбардировщик F-35, более современный и мощный. Его ввод в эксплуатацию сопровождался большим количеством проблем. Вероятно, были проведены далеко не все требуемые испытания. Несмотря на все сложности и доработки, самолёт поступил в серийное производство, в том числе и для продажи за рубеж.
Есть и китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20. Правда, о нём практически ничего неизвестно, большая часть данных засекречена. Известно, что на них устанавливаются российские двигатели АЛ-31ФН от истребителей 4 поколения, а также в конструкции имеются элементы, скопированные с МиГ 1.44, F-35 и F-22. Он обладает большой манёвренностью, но меньшей устойчивостью.
В России также ведётся разработка истребителя пятого поколения Су-57. Правда, на каком этапе она находится, сказать очень сложно. Пока что самолёт не ушёл дальше прототипа, причём хоть и с усовершенствованными, но с двигателями старого образца — АЛ-41Ф1. «Изделие 30», новейшие двигатели для пятого поколения, свет пока что не увидели. Когда это произойдёт, сказать никто не может.
Насколько выполнено боевое оснащение Су-57, тоже сказать сложно. Хоть и было заявлено, что в 2021 году будет поставлено 76 самолётов, некоторые аналитики считают, что ранее конца десятилетия завершения проекта ждать не следует. Однако не нужно забывать о возможной максимальной засекреченности нового проекта. Может так случиться, что авиаконструкторы явят свое творение неожиданно и сразу во всей красе.
Советские инженеры в своё время трудились над многими проектами самолётов. Некоторые же из них так и не взлетели.