ЗАЗ-968МП: Почему «Запорожец» выпускали в кузове пикап

Вероятно, самым спорным отечественным автомобилем на советском и постсоветском пространстве является «Запорожец». Создавался он, конечно, с благими намерениями, но реализация оказалась из рук вон плохой. Тем не менее, некоторым автовладельцам посчастливилось владеть настоящим раритетом, который сохранился до наших дней в немногих экземплярах: заводским пикапом ЗАЗ-968МП.

«Запорожец»-пикап

Официальную точную информацию об этом странном транспортном средстве найти очень сложно, поскольку он выпускался лишь с 1990 по 1994 годы. По некоторым данным, всего за это время увидели свет 2500 экземпляров, подавляющее большинство из которых развалились за прошедшие почти три десятилетия. Благодаря малому тиражу и чрезвычайно низкой коррозионной устойчивости, слышали об этом автомобиле немногие, а ещё меньше – видели его воочию.

Началом же истории советского пикапа принято считать 1970-е годы. Именно тогда они стали использоваться для внутренних перевозок по территории завода. На них возили мелкие детали, инструменты и материалы, если это не требовало использования большого грузовика. Самих грузовичков было немного, а регистрацией их в качестве транспортного средства для дорог общего назначения никто не занимался, поскольку они не выезжали за пределы предприятия.

Всё изменилось после распада СССР, когда наступивший кризис заставил многих обратиться к ведению собственного хозяйства. Руководство Запорожского завода сделало ставку именно на это и начало выпуск пикапа ЗАЗ-968МП. Благо, отечественные производители пикапы практически не выпускали, поэтому компактный грузовик мог бы пользоваться спросом. Автомобиль выпускался до 1994 года, а выпуск его прекратили вместе с обычным «Запорожцем».

ЗАЗ-968МП

Впрочем, вряд ли об этом хоть кто-то пожалел. ЗАЗ-968М сам по себе был обладателем несметного количества технических проблем, решением которых никто не собирался заниматься. Неудобная конструкция салона, вечно перегревающийся двигатель и многое другое превращало жизнь автовладельца в бесконечный квест. Его преобразование в пикап лишь добавило новых неприятностей.

Пикап ЗАЗ-968МП изготавливали способом, который больше подходит для гаража механика-недоучки. Никто не занимался техническими деталями и отработкой каждого нюанса конструкции. Принцип же был чрезвычайно прост: отрезать и выкинуть всё лишнее.

Кабина позади переднего ряда сидений просто срезалась, а на её место вваривалась заглушка с окном. Вместо положенного заднего дивана в самом низу по периметру устанавливался стальной уголок. Впоследствии он служил опорой для пола в грузовом кузове, а пол изготавливался из фанеры толщиной 10 миллиметров.

Поскольку часть кузова была безжалостно срезана, для увеличения общей жесткости в образовавшееся свободное место вваривалась стальная труба. На этом все кузовные работы заканчивались, а получившиеся пикапы отправлялся на покраску.

Дальнейшая их судьба была очень печальной. Роль обшивки в салоне «Запорожца» выполнял лист, прессованный из опилок и с декоративным покрытием сверху. Он же потом и оказался в грузовом кузове, предоставленный сам себе и всем погодным капризам. Поскольку такое покрытие не защищало от воды совсем, а с коррозионной стойкостью у ЗАЗ-968М изначально было плохо, то пикапы начинали стремительно ржаветь и рассыпались гораздо быстрее, чем оригинальный автомобиль.

Конечно, периодически находятся экземпляры в разной степени сохранности, а энтузиасты восстанавливают их ценой неимоверных усилий. К примеру, приведение в порядок одного из пикапов потребовало огромных жертв со стороны донора, оригинального ЗАЗ-968М. С него сняли большую часть кузова, некоторые детали двигателя и ходовой части. После чего всё это пришлось подгонять при помощи молотка и угловой шлифмашины.

На ходу пикап ЗАЗ-968МП ничем не отличается от своего прародителя, обладает теми же самыми проблемами, к которым прибавляются совершенно новые. Например, пользоваться грузовым кузовом оказалось совершенно невозможно: у него нет бортов, а сзади так и остался двигатель. Поэтому нормально загрузить или выгрузить что-то из него можно исключительно при помощи лебёдки.

«Запорожцев» в кузове пикап осталось чрезвычайно мало, они превратились в своеобразный раритет. Ими очень интересуются энтузиасты и коллекционеры, желающие обзавестись такой экзотикой.

Пикап давно заработал себе репутацию универсального автомобиля, а некоторые его модификации вполне годятся для экстремального бездорожья.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓