5 авто для суровых условий: На каких машинах катаются по Заполярью

Южный полярный круг – далеко не райское место для техники, какой бы они ни была. Здесь нет места обычным городским машинам, и даже привычные внедорожники далеко уехать не смогут. Для крайне суровых условий конструкторы создают очень необычную технику, а некоторые вообще строят уникальные машины, аналоги которым ещё нужно поискать.

Монстры Foremost

Сильный ветер, плохие погодные условия и экстремально низкие температуры – не лучшие условия для любой машины, поэтому специализированные компании разрабатывают и производят спецтехнику, предназначенную как раз для подобного климата. Одна из них – Foremost, на счету которой немало видов специализированных машин.

Вероятно, самая необычная их разработка – болотоход Foremost Husky 8. Это универсальная платформа, на основе которой компания смогла построить целую линейку машин. Фактически она представляет собой совершенно плоскую тележку с кабиной на гусеничном шасси, причём конструкция гусеничного привода позволяет преодолевать почти любое препятствие, будь то бурелом, грязь, ямы и даже болото. Самая простая модификация – грузовая, но на платформу можно устанавливать разнообразное оборудование, к примеру, буровую или пожарную станцию, подъёмник с мощной лебёдкой и прочее.

Foremost Chieftain R – универсальный вездеход. Он оборудован мощной силовой установкой, а передвигается на широких гусеницах, поэтому без каких-либо проблем выбирается из самых гиблых мест. Считается, что этот вид транспорта один из лучших для экстремально холодных условий. Chieftain R оснащается тележкой и может перевозить до 15 тонн полезного груза или служить базой для установки разнообразного оборудования.

Трудности с трансфером

Что может быть проще – забрать пассажиров прямо от самолёта и доставить к зданию аэропорта. Впрочем, сделать это просто исключительно в обычных условиях, но за Южным полярным кругом предполагаемая короткая поездка превращается в огромную проблему. Именно так и обстоят на антарктической станции Мак-Мердо. Для сообщения с «большой землёй» в основном используется самолёт, а аэродромом служит подходящий участок в 15 километрах от базы.

Казалось бы, это не очень большое расстояние, но в местных условиях преодолеть его очень сложно. На станции работает много людей и для их трансфера к самолёту пришлось построить специальный автобус. Главных требований к нему было всего два: он должен был обеспечивать хорошую защиту от холода и вообще способен доехать до места назначения. Последнее оказалось самым сложным, поскольку ехать приходилось по снегу и ледяным торосам в условиях сильнейшего холода.

Антарктический «автобус» решили строить на базе карьерного самосвала Caterpillar 730C, но даже в этом случае его пришлось переоборудовать, чтобы он смог нормально передвигаться и работать в крайне неблагоприятном климате. Его снабдили огромными шинами, силовую установку и остальное оборудование модернизировали с учётом местных условий, а вместо самосвальной платформы установили плоскую грузовую со съёмным пассажирским вагоном. Его максимальная вместимость составила 69 человек. И даже такая машина иногда не выдерживает, ломается или опрокидывается.

Hilux для полюса

Обычный внедорожник, даже модернизированный специально для поездок по сугробам и топям, в условиях Арктики и Антарктики принесёт немного пользы, для них погода слишком уж экстремальная. Тем не менее с соответствующим пакетом модификаций, а вернее, с полной перестройкой, они могут оказаться очень полезными. Именно такой подход избрали в своей работе специалисты из исландской компании Arctic Trucks.

Они занимаются созданием экстремальной техники для экстремальных условий, используя для этого обычные, пусть и заслужившие большое доверие, автомобили. К примеру, пикап Toyota Hilux. За всё время своего существования он отлично зарекомендовал себя и показал высокую надёжность конструкции. Именно он и лёг в основу вездехода Hilux AT44 6х6.

Конечно, инженерам из Arctic Trucks пришлось в буквальном смысле переделать пикап практически до последней детали, чтобы он смог нормально работать в крайне жестких погодных условиях. Для увеличения проходимости ему добавили третью ось, поставили его на прочное шасси, заменили подвеску на соответствующую условиям, защитили критические узлы от воздействия низких температур и даже установили на грузовую платформу жилой модуль.

Арктический «Жук»

Как и из любого правила, здесь тоже бывают очень интересные исключения. В 1963 году от учёных из Австралии, работавших на антарктической станции Моусон, поступил запрос в австралийское отделение «Фольксвагена». В неподходящих для обычных машин условиях активно использовались вездеходы и трактора, но все они имели существенный недостаток – поглощали дефицитное топливо просто в неимоверных количествах. Вот и решили учёные обратиться к производителю и попросить машину для сравнительно коротких поездок.

В маркетинговом отделе сразу же представили выгоду от подобной рекламы, и руководство компании ввязалось в авантюру. На тот момент большой популярностью пользовался «Жук», его и решили использовать для этих целей. Благо, он обладал очень простой конструкцией, а его атмосферный двигатель не мог замёрзнуть принципиально.

Инженеры никаких глобальных изменений в автомобиль не вносили, лишь добавили ещё один аккумулятор да покрыли термоизоляцией все узлы, до которых смогли дотянуться. В таком виде VW Beetle Antarctica-1 и отправился за Южный полярный круг. К большому удивлению, он себя отлично показал и даже без проблем заводился при температуре -38 по Цельсию. Конечно, он не мог сравниться с вездеходом, но по относительно ровной дороге он ездил хорошо.

Жертва рекламы

Впрочем, даже настолько незначительные модификации – это куда больше, чем в 2011 году сделали для Dodge Cherokee Turismo Carretera. Аргентинская федерация гонок Turismo Carretera захотела привлечь к себе внимание и не нашла ничего лучшего, чем отправить в Антарктику гоночный автомобиль.

Готовить его к этому неординарному шагу, разумеется, никто не собирался. Его привезли самолётом, выгрузили на лёд и отправили покататься, не забыв заснять весь этот процесс. Машина проехала около километра и благополучно отправилась домой.

В России тоже строят немало экстремальных машин для работы в очень сложных условиях, например, четырёхосный «Русак», предназначенный для геологов, ремонтников и нефтяников.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓