Когда за дело берутся полные энтузиазма инженеры и дизайнеры, на свет появляются удивительные автомобили. В их создание вкладываются оригинальные идеи, последние разработки и современные технологии, в итоге же машины намного опережают своё время. Даже если они и получаются неудачными, они навсегда остаются символом своего времени.
Газотурбинный Chrysler Turbine
В 1963 году компания Chrysler представила свою новую разработку, которая должна была перевернуть весь мир. Это было футуристическое купе с уникальной силовой установкой. Chrysler Turbine предназначался для обычных людей и был ориентирован на дороги общего назначения. Своим существованием он был обязан новаторам, пытавшимся найти более компактный, лёгкий и эффективный двигатель. На тот момент стремительно развивалась реактивная авиация, поэтому они не нашли ничего лучшего, чем приспособить газотурбинный двигатель под конструкцию автомобиля.
При этом машину приводил в движение не реактивный выхлоп, а вращение самой турбины, то есть силовую установку сделали по образу и подобию вертолётной. Всего компания выпустила 50 Chrysler Turbine и бесплатно раздала их автолюбителям, чтобы те протестировали новый вид транспорта. Мощность силовой установки составляла 130 лошадиных сил с солидным крутящим моментом 576 Нм, а максимальную скорость ограничили искусственно на уровне 195 км/ч. Правда, из этого эксперимента ничего хорошего не вышло. Газотурбинный двигатель перегревался, расход топлива был очень большим, а на скорости свыше 100 км/ч турбина адски свистела. Через несколько лет компания изъяла все газотурбинные автомобили и почти все их пустила на металлолом, оставив себе лишь несколько экземпляров. Самой же большой выгодой от этого эксперимента были уникальные новейшие технологии.
Безопасный Tucker 48
Безопасный автомобиль – сравнительно недавнее изобретение, а одним из новаторов в этой области был изобретатель и инженер Престон Такер. Вместе с конструктором Гарри Миллером он занимался созданием гоночных автомобилей, а потом решил создать массовую модель. Он основал собственную компанию Tucker Corporation и в 1947 году выпустил седан Tucker 48. Вот только массовым производство так и не стало, на это просто не было денег, а потом против него началась настоящая травля с обличительными статьями в крупных СМИ и расследованием о мошенничестве, затеянным Комиссией по ценным бумагам и биржам, которое было прекращено из-за необоснованных обвинений. По словам самого Такера, всё это было проплачено компаниями Ford, General Motors и Chrysler, боявшихся конкуренции.
Как бы то ни было, но созданный им автомобиль получился инновационным и намного опережал своё время. Седан получил новый интересный дизайн, сминаемые элементы конструкции для поглощения энергии удара, ремни безопасности, лобовое стекло, которое не даёт осколков, систему кондиционирования и многое другое.
Аэродинамический Chrysler Airflow
В начале 1930-х годов работавший в Chrysler инженер Карл Хитце всерьёз задумался о расходе топлива, скорости и влиянии на них формы автомобиля. Он воспользовался уже имевшимися аэродинамическими исследованиями и в своей работе широко использовал технологии из самолётостроения. Продемонстрированный в 1934 году Chrysler Airflow был одним из первых автомобилей с аэродинамическим кузовом, чьи особенности позволяли снизить лобовое сопротивление.
Chrysler Airflow имел инновационный кузов и сам по себе вызывал большой интерес. Правда, купить его решились немногие. Как в случае с другими подобными проектами, автомобиль оказался слишком непривычным для среднего покупателя, поэтому его продажи нельзя было назвать хоть сколько-нибудь большими. Коммерческого успеха Chrysler Airflow так и не добился, а в 1937 году его производство пришлось остановить.
Citroen SM
Независимо от марки, дорогие автомобили в большинстве своём превращаются в настоящую выставку технологий, и с Citroen SM было точно также. Французский производитель в 1970 году продемонстрировал свою очередную новинку и удивил ею весь мир. Хоть купе SM и построили на основе уже существовавшей серийной модели, но изменили его просто до неузнаваемости. Даже внешний вид сделали каким-то космическим, существенно изменив аэродинамику, а внутри автомобиль вообще был инновационным.
Купе представляло собой оспортивленную версию седана Citroen DS, и по замыслу производителя, оно должно было стать отправной точкой в возрождении французских люксовых автомобилей, о которых уже давно забыли. Машина имела своеобразный запоминающийся дизайн и включала в себя много новых технических решений, даже его аэродинамика была выдающейся. Коэффициент лобового сопротивления составлял 0,33, что для того времени было выдающимся показателем. Рулевое управление снабдили системой для регулировки усилия: на небольших скоростях рулевое колесо вращалось хорошо, но с ростом скорости приходилось прикладывать всё больше усилий. Самым интересным достижением стала гидропневматическая подвеска, она делала ход очень плавным и с её помощью можно было регулировать дорожный просвет. Изготовленный в Maserati двигатель тоже представлял большой интерес.
Впрочем, несмотря на хороший старт, производство Citroen SM закрыли через два года. Причин тому было много. Одной из них была слишком большая «странность» автомобиля, у которого даже вместо привычной педали тормоза была кнопка. К тому же в то время начался топливный кризис, а в Соединённых Штатах, куда уходила немалая часть машин, приняли новые требования к автомобилям, которые не разрешали использовать регулируемую подвеску. По всей видимости, сделано это было специально, подобных прецедентов было много. В 1975 году производство закрыли, а всего было выпущено около 13 тысяч экземпляров.
Инженеры Chrysler разработали немало интересных концептов, а некоторые из них до сих пор выглядят вполне современными и актуальными.