За всё время существования УАЗа на заводе создали немало интересных автомобилей. Одни огромными тиражами разошлись не только по стране, но и далеко за рубеж, в то время как о других за пределами завода мало кто знал. Третьи же были созданы на сторонних предприятиях, но на основе уазовских машин.
УАЗ-300
Этот автомобиль мог бы стать одним из наиболее популярных в Советском Союзе, а потом и в России. Началась же его история с осознания руководством того факта, что стране жизненно необходима машина грузоподъёмностью в 1 тонну. Решение о её разработке приняли ещё летом 1946 года, а заняться новым проектом должны были специалисты УАЗа. Вот только состояние предприятия на тот момент было крайне тяжёлым, фактически он простаивал из-за вышедшей из строя дизельной электростанции, а сам завод комплектовался трофейным оборудованием без документации.
Завод кое-как запустили только осенью 1947 года, категорически не успевая со взваленными на него проектами. УАЗ-300 собирали из всего, что попадалось под руку, а идеи «подсматривали» в трофейных машинах, поскольку таких технологий в Советском Союзе просто не было. Начиная с 1949 было собрано шесть разных модификаций на 4-цилиндровом моторе мощностью 50 лошадиных сил от ГАЗ М20. Своим внешним видом «трёхсотый» обязан первым американским грузовичкам Ford F, уже пошедших к тому времени в серию. Автомобиль на испытаниях показал себя отлично, но от его выпуска отказались, поскольку никто не собирался заниматься необходимой для этого модернизацией производства. Страна лишилась универсального вида транспорта (пикапа), который в США стал едва ли не самым распространённым.
Локомобиль
Это уже современное детище, но не самого УАЗа, а отечественной компании «ТВЕМА», которая занимается разработкой и выпуском оборудования для диагностики железнодорожных транспортных сетей. Специалисты приспособили внедорожник «Патриот» для собственных нужд и превратили в машину со смешанным ходом ЛДМ.
Компании был необходим транспорт, способный передвигаться как по дорогам общего назначения, так и по рельсам. Поэтому его оснастили параллельной ходовой частью с катками, предназначенными для езды по рельсам. Вернее, передвигается по рельсам ЛДМ на автомобильных колёсах, а дополнительные выполняют роль направляющих, удерживая машину на железнодорожном пути. Её подготовили в нескольких модификациях, предназначенных как для диагностики неисправностей, так и для выполнения других работ, связанных с железной дорогой, например, для экстренного ремонта.
«Босоножка»
Очень необычное применение в советское время нашлось для одной из модификаций «Буханки», бортового УАЗ-452Д (УАЗ-3303). Скорее всего, на месте этого грузовика мог оказаться любой другой, обладай он подходящей конструкцией: компактными размерами, двухместной кабиной и достаточно вместительной грузовой площадкой. Его новая работа состояла в том, чтобы возить отдыхающих в крупных парках культуры и отдыха.
Грузовик превратили в своеобразный автопоезд для отдыхающих. Изготовили более приличествующий случаю бортовой декоративный кузов с подсвеченными окнами для установки рекламы, в него поставили мягкие сиденья, а над головами пассажиров натянули на вертикальных стойках тент. В составе автопоезда, помимо тягача с собственной платформой, были один-два вагона, каждый аналогичной конструкции и со своими пассажирами. Выпустили их в 1972 году на Краснодарском механическом заводе. До нашего времени ни один из таких автопоездов не сохранился.
«Головастик» для дальнобойщиков
90-е годы ознаменовались ростом популярности автоперевозок и, соответственно, увеличением спроса на дальнобойные грузовики. Разумеется, УАЗ не мог остаться в стороне и предложил собственный вариант, УАЗ-39095. Фактически это был тот же самый бортовой «Головастик», но только с несколькими модификациями. Грузовик дальнего следования должен был обеспечить водителя хоть небольшим комфортом, поэтому внутри полуторной кабины разместили кровать.
Конечно, саму кабину сложно было назвать достаточно большой, поскольку её длину увеличили всего лишь на 340 миллиметров. Тем не менее это позволило конструкторам к задней стенке прикрепить подвесную кровать длиной 178 сантиметров и шириной 51. Под ней разместились две ниши для разных мелочей и багажа общей ёмкостью 240 литров. Дополнительно грузовик получил тент для кузова на металлических дугах, два топливных бака и откидные сиденья в кузове. Правда, водители вряд ли были рады перспективе провести больше одной ночи на неудобной и чрезвычайно жесткой полке. Автомобиль выпустили ограниченной серией.
Тюнингованный УАЗ-469Б НАМИ
Военный автомобиль повышенной проходимости нашёл широкое применение, его даже поставляли в другие страны. Правда, зарубежные продажи могли быть и лучше, поэтому внедорожник решили модернизировать и приблизить (насколько это вообще возможно было сделать) к комфорту легкового автомобиля. Для этого госзаказ отправили в НАМИ, где вплотную занялись тюнингом.
Два дизайнера и местные инженеры фактически превратили суровый и сугубо практичный автомобиль в модификацию, которую сейчас называют «кросс-купе». Ему сделали жесткую крышу, скошенную заднюю часть кузова, раму лобового стекла с жестким закреплением, новую приборную панель, цельные двери и пластиковую отделку радиаторной решётки, новое рулевое управление, улучшенную подвеску и пассивную безопасность. В 1977 году обновлённую модель представили заказчику, но по уже сложившейся традиции денег на подготовку производства попросту не нашли.
https://youtu.be/8Y-WsvrOlQM
Несмотря на все свои недостатки, «Патриот» пользуется довольно большим спросом среди отечественных автолюбителей. Правда, некоторым едва удаётся выехать за ворота салона на своём новом приобретении.