В мире серийных автомобилей, которые выпускаются десятками и сотнями тысяч экземпляров, встречаются и по-настоящему уникальные машины. По задумке производителя или же волею случая они остаются в единственном экземпляре и хотя бы поэтому представляют огромный интерес как для специалистов, так и для обывателей.
Jaguar XJ13
Если и существует понятие невезучего автомобиля, то Jaguar XJ13 именно таким и является. Несмотря на все свои многочисленные достоинства, он так и остался невостребованным не по прихоти человека, а из-за превратностей судьбы. Компания Jaguar Land Rover всеми своими силами пыталась продвинуться в спортивной сфере и создать болид, способный конкурировать на трассе с другими брендами. Очень уж хотелось британцам наконец-то выиграть «24 часа Ле Мана».
Jaguar XJ13 готовили как раз для такого случая. Победу должен был обеспечить мощный 500-стильный двигатель V12 объёмом 5 литров. Правда, его нужно было сначала разработать, поскольку подобным чудом техники компания не обладала. Именно этот двигатель и стал камнем преткновения: его создание заняло слишком много времени. Работы над болидом начались в середине 1960-х годов, а завершились только в 1967. К этому моменту он перестал быть уникальным, а организатор гонок поменял правила. Теперь в гонках можно было представить только серийные автомобили с тиражом не менее 50 экземпляров. Лишь много лет спустя болид оценили по достоинству.
Abarth 1500 Biposto Bertone
Автором этого экспериментального автомобиля является Франко Скальоне, который на тот момент активно работал в ателье Bertone. Он хотел создать что-нибудь оригинальное, чтобы привлечь внимание к продукции компании и выделиться на фоне остальных интересных проектов. В качестве основы для его был выбран Fiat 1400, правда, его пришлось радикальным образом переделать, чтобы добиться поставленных целей.
Самой же узнаваемой деталью стала передняя часть с выдающейся далеко вперёд средней фарой. Двигатель расточили до 1480 кубических сантиметров и установили нам него два карбюратора, увеличив таким образом мощность до 75 лошадиных сил. Разработчики достигли задуманного: представленный в Турине в 1952 году концепт стал центром внимания и был приобретён компанией Packard, заинтересовавшейся нестандартными дизайнерскими решениями.
Audi Rosemeyer
Зачастую подобные автомобили строятся не просто так, а для масштабных целей – поднятия имиджа, рекламных целей, демонстрации собственных возможностей и испытания новейших технологий. Среди всего этого и был разработан концепт Audi Rosemeyer. С одной стороны, разработчики хотели почтить дела минувших дней и вспомнить гоночный болид из 1930-х годов, а с другой, показать всему миру недалёкое будущее.
Концепт получился крайне интересным. В нём использовались композиты, легкосплавные металлы и углеволокно. Необычная форма отлично сочеталась с аэродинамическими характеристиками, заднее стекло отсутствует принципиально, вместо зеркал заднего вида установили камеры, но самое главное – это двигатель. W-образный 16-цилиндровый двигатель расположили сзади по центру и накрыли защитной панелью с решёткой вентиляции. 8-литровый мотор выдавал 710 лошадиных сил и 761 Нм крутящего момента. Впоследствии он нашёл своё место в Bugatti Veyron.
GM EcoJet
Стремление сделать нечто уникальное и экстраординарное иногда приводит к совершенно неординарным результатам. Например, бизнесмен и по совместительству шоумен Джей Лено решил воплотить свою мечту в жизнь и построить очень необычный суперкар. Для этого он даже собрал целую бригаду технических специалистов и инженеров, но у тех оказалось недостаточно опыта и знаний для подобного проекта. Тогда он обратился непосредственно к General Motors.
За основу GM EcoJet взяли шасси от Chevrolet Corvette Z06, но силовая установка от него быстро отправилась в корзину, поскольку идейный вдохновитель проекта хотел оборудовать суперкар вертолётным газотурбинным двигателем. Корпус изготовили из кевлара и карбона, а по бокам разместили два топливных бака. В итоге силовая установка могла выдать 650 лошадиных сил и 542 Нм крутящего момента.
Sbarro Espace GT1
Инжиниринговая компания Sbarro занимается созданием дизайнерских решений, реплик классических машин и выпуском спорткаров. После победы команды Mercedes-Benz в гонке «24 часа Ле Мана» компания решила увековечить это достижение и создать для этого суперкар. Его завершили в 1999 году и выставили на всеобщее обозрение в салоне Magna Supercars. Автомобиль оказался настолько интересным и необычным, что новый владелец нашёлся ещё до окончания мероприятия, а за право владения Sbarro Espace GT1 он не пожалел более 3 миллионов долларов.
Двигатель V8 объёмом 7,4 литра и мощностью 457 лошадиных сил может разогнать его до 335 км/ч, но изюминка заключается в его шасси, оно построено да двойной раме. На основе первой смонтирована силовая установка и ходовая часть, а второе удерживает кузов и кабину. Динамическое соединение между ними позволяет избавиться от вибрации и существенно повысить комфорт вождения.
Porsche 911 Panamericana
Впрочем, уникальные автомобили создаются не только ради славы, демонстрации собственных сил или престижа. Porsche 911 Panamericana, в отличие от них всех, разрабатывался исключительно ради того, чтобы порадовать вполне конкретного человека. Именно таким образом было решено поздравить Фердинанда Антона Эрнста Порше, сына основателя компании. Впрочем, спорткар выделялся не только этим.
Представленный на Франкфуртском автосалоне в 1989 году, 911-й разительно отличался от всей имеющейся на тот момент линейки. Из Porsche 911 (964) Carrera 4 Cabriolet фактически сделали багги. Он получил большие колёсные арки, амортизаторы с увеличенным ходом, оппозитный 6-цилиндровый мотор объёмом 3,6 литра и мощностью 253 лошадиные силы. Сотни он достигал за 5,8 секунды, разгонялся до 257 км/ч и мог ездить по камням и дюнам.
В прошедшем 2022 году было представлено немало интересных концептов, способных удивить кого угодно.