Арктический автопоезд – самый большой грузовик в мире

Так уж исторически сложилось, что многие интересные разработки обязаны военным и постоянной гонке вооружений, существующей между соперничающими странами. К примеру, в своё время благодаря холодной войне и соперничеству между Соединёнными Штатами и Советским Союзом появился интересный проект автопоезда YS-1 Army Sno-Train, аналогов которому нет и сейчас.

Предыстория

Автопоезд YS-1 Army Sno-Train – творение инженера и промышленника Роберта ЛеТурно. Он с самого детства увлекался техникой, а когда пошёл работать, начал воплощать свои идеи в жизнь. Вероятно, именно в этот период он и определился с направлением своей будущей деятельности. После окончания Первой мировой войны, когда его мобилизовали для работы на верфях, он устроился работать на завод Holt Manufacturing Company. На тот момент эта компания являлась одним из главных производителей тракторов в стране, именно там ЛеТурно смог получить уникальный опыт и поднабраться технических знаний.

Впоследствии он ушел с завода и решил работать самостоятельно в качестве независимого подрядчика, для чего и купил один из тракторов компании Holt. Обслуживал он его самостоятельно, ремонтом занимался тоже, а когда этого делать не требовалось, модернизировал трактор своими силами, используя для этого собственные разработки. Со временем он купил ещё технику, расширил технический парк и перечень оказываемых услуг, а когда приобрёл определённую репутацию и как следует стал зарабатывать, решил реализовать свою давнюю мечту. Он собирался открыть собственное машиностроительное предприятие, где он смог бы реализовать все свои идеи, включая и самые инновационные.

Одним из таких воплощений стал скрепер, собранный в 2023 году. В него Роберт ЛеТурно вложил немало своих странных для того времени идей, и главная из них касалась силовой установки. ЛеТурно рассудил, что ходовая часть строительной техники слишком сложная и тяжёлая, и было бы неплохо это исправить. Вместе с тем, сделать это на практике оказалось очень сложно, если придерживаться классических схем, существовавших тогда в машиностроении. Впрочем, он нашёл выход. К тому моменту уже были сделаны попытки создать мотор-колесо, но только лишь как эксперимент. До полноценной и проработанной технологии было ещё очень далеко, поэтому Роберт ЛеТурно взял на себя эту задачу и добился большого успеха. Он смог разместить электродвигатель в ступице и создал схему управления, которая позволяла контролировать работу каждого колеса отдельно и всех колёс в единой системе. Правда, на тот момент эта идея была слишком уж инновационной, и ЛеТурно не рискнул продвигать её дальше собственных мастерских. Он рассудил, что шанс это сделать предоставится ему и так.

Предшественник армейского автопоезда

Шанс на реализацию новых идей появился в 1950-х годах после посещения Робертом ЛеТурно одной из лесозаготовительных баз. Он увидел ужасные дороги, по которым приходилось ездить грузовикам, и то, с каким трудом они везли свой тяжёлый груз. Машины местами вязли в глубокой грязи, и на одну ходку тратилось очень много времени. Тут он и вспомнил о своей давней разработке, которую таки и не удалось опробовать соответствующим образом. Он решил построить автопоезд для перевозки леса, используя не стандартную силовую установку, а мотор-колёса. Энергией автопоезд VC-12 Tournatrain снабжал один дизель-генератор на основе 500-сильного двигателя, а к нему прилагалось несколько тележек, число которых можно было легко нарастить благодаря гибкой системе сцепления.

Как показали проведённые испытания, благодаря полному приводу автопоезд VC-12 Tournatrain легко преодолевал бездорожье, а шарнирные соединения между тележками позволяли вписываться в любые повороты. При этом грузоподъёмность каждой грузовой платформы составляла двадцать тонн, а их количество зависело только от текущей потребности. Правда, всё это оказалось зря. Как только длинный автопоезд попадал на городские дороги, он тут же создавал огромные пробки. Он с большим трудом ехал по извилистым дорогам и везде останавливал любое движение. В итоге от проекта пришлось отказаться, никто не захотел приобретать проблемный транспорт, но разработка не пропала даром. В 1955 году ею заинтересовались в Пентагоне. Военным потребовалась грузовая самоходная платформа с большой грузоподъёмностью. Они собирались строить арктическую базу, и проект автопоезда оказался как нельзя более кстати.

Арктический YS-1 Army Sno-Train

Работы над YS-1 Army Sno-Train стартовали в 1958 году. Армейский автопоезд создавался, конечно же, не с нуля, в его основе лежит предыдущая разработка компании LeTourneau Technologies – VC-12 Tournatrain для транспортировки леса. ЛеТурно просто переработал изначальный проект и изменил его в соответствии с требованиями военных. Главными из них были гораздо большая грузоподъёмность и возможность работать в условиях экстремальных холодов. Ради этого грузовые платформы ещё больше увеличили, теперь каждая из них могла перевозить до 150 тонн полезного груза, а их максимальное количество возросло до 12 штук.

Для того чтобы огромный автопоезд мог передвигаться по снегу и льду, платформы поставили на колёса диаметром 3,5 метра, а базовую конструкцию адаптировали под условия Заполярья. Кабину и вагон для экипажа утеплили и снабдили обогревателями, силовую установку тоже модернизировали в соответствии с новыми требованиями. Теперь она состояла из четырёх дизель-генераторов.

Впрочем, и с этим проектом ЛеТурно не повезло. Постройка даже одного автопоезда обошлась военным в очень круглую сумму, поэтому после подсчётов от дальнейшего осуществления проекта было решено отказаться. YS-1 Army Sno-Train собрали в единственном экземпляре (не считая промежуточных вариантов), а тягач от него впоследствии стал экспонатом в музее.

Спецтехника создаётся ради решения самых разных задач, даже для того, чтобы гоняться за торнадо и собирать о ни данные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓