Один из главных двигателей прогресса – фантазии и мысли о будущем от тех, кто обладает возможностью воплотить их в реальность или поспособствовать этому своими познаниями. Исследователи, работающие в разных направлениях, учёные, инженеры и конструкторы порой озвучивают фантастические идеи. Хоть большая часть из них так и остаётся на бумаге, они стоят того, чтобы с ними познакомиться поближе. Например, физик, художник и публицист профессор Георгий Покровский в 1937 году поделился своими мыслями о способах освоения Арктики.
Перспективы и трудности освоения
Одна из привлекательных черт Крайнего Севера – большие залежи полезных ископаемых. Молибден, цинк, золото и серебро, алмазы, уголь, титан, нефть, природный газ и множество других ресурсов спрятано глубоко под землёй. Правда, земля эта промёрзшая, а сверху неё находятся лёд, снег и огромные болота. Север России – далеко не самое дружелюбное место. Мало того, что здесь всё даётся очень тяжело, но сюда ещё очень трудно попасть.
Транспортные пути через Северный Ледовитый океан открывают большие перспективы в международной торговле. Но и здесь жесткие погодные условия в сочетании с крайне низкой температурой не позволят просто так осуществить задуманное. Для самолётов необходимо поддерживать работу многочисленных аэродромов, а наземные пути вообще являются почти несбыточной мечтой.
В 1937 году ни один из этих важных вопросов ещё не был решён, поэтому лучшие умы страны искали способ, позволяющий осуществить разведку труднодоступных мест и наладить транспортное сообщение. Георгий Покровский, который помимо всего прочего занимался популяризацией науки и созданием фантастических зарисовок, пустил свою фантазию в «свободное плавание», правда, использовал при этом научный подход. Результат – весьма оригинальное транспортное средство, которое он назвал арктическим танком.
Арктический танк
По мнению учёного, транспортному средству, решившемуся на поездку в столь диких и недружелюбных условиях, необходимы два качества: способность передвигаться по любой поверхности и переплывать открытые водные пространства, разламывая при этом лёд. Поэтому единственно подходящий способ передвижения – гусеничный привод. Он позволяет с одинаковым успехом ехать по рыхлой земле, гладкому льду и ледяным торосам. Конечно, площадь контакта с поверхностью земли должна быть большой, только так можно перебраться через возможные трещины и не позволить машине утонуть в болоте. Поэтому гусеницы нужно сделать очень широкими.
Поскольку арктический танк должен будет периодически переплывать водные пространства, учёный придумал ему прочный бронированный киль как у ледокола. Последняя деталь крайне важна, так как многотонная машина должна будет проламывать тонкий лёд и плыть дальше. Ведь самая главная цель – заставить транспортное средство идти к цели, невзирая ни на какие препятствия. Учитывая такой способ передвижения, Покровский не забыл о поручнях на каждом шагу: тряска на борту временами будет невероятно сильной. Силу, достаточную для продвижения вперёд, танку предоставят дизельные двигатели. Они обладают большим крутящим моментом и при этом более экономичны, что позволит снизить расход топлива и уменьшить снаряжённый вес. С дальностью хода в 1000 километров танку потребуются дозаправки в пути, с этой целью на всём маршруте следования необходимы заправочные станции.
Для ёмкостей с огромным запасом топлива место нашлось в самом низу. На втором этаже разместился грузовой трюм, а в задней его части – двигательная установка, ещё выше – каюты экипажа и рубка. Температуру внутри жилых и нежилых помещений должны поддерживать выхлопные газы от двигателей, которые подаются по трубам. По мнению Покровского, этому транспортному средству придётся обойтись без гребного винта, чтобы избежать частых поломок. Вместо него учёный предложил использовать гусеницы, при достаточной ширине они могли бы обеспечить скорость передвижения по воде до 10 км/ч.
Покровский подумал и о дополнительном транспорте, который может пригодиться для разведки местности и выполнения разнообразных работ. К примеру, на палубе поместится катапульта для запуска лёгкого самолёта. Для взлёта он не потребует никаких усилий, а посадку можно осуществить на лёд или воду, чтобы потом вручную поднять самолёт наверх и опять закрепить его на катапульте.
Конечно, автор сам признаёт, что всё это – всего лишь его размышления, а работа над таким проектом и его воплощение в жизнь потребуют неимоверных усилий.
Один из самых больших, смелых и амбициозных проектов времён Советского Союза – постройка первого в мире атомного ледокола.