В 1939 году учеными Иллинойсского технологического института было создано уникальное транспортное средство под названием Antarctic Snow Cruiser. Оно представляло собой автодом, который бы служил базой для 5 исследователей Антарктиды.
Путешествуя по различным частям Белого материка ученые должны были проводить всевозможные исследования и собирать разнообразные материалы. Несмотря на перспективность проекта «Снежный крейсер» не смог полноценно работать в условиях вечной мерзлоты. Он был брошен членами экспедиции. Спустя более чем полвека ученые так и не смогли определить его местоположение.
История появления Antarctic Snow Cruiser
Исследования шестого континента всегда будоражили умы ученых. Несмотря на то, что Антарктида покрыта вечным людом на изучение данного материка правительства многих стран выделяли огромные суммы денег. Именно поэтому в Антарктиде так много международных станций, так и исследовательских пунктов различных государств.
В 1935 году американский авиатор и полярный исследователь Ричард Ивлин Бэрд вернулся из своей второй антарктической экспедиции. После небольшого прорыва он принял решение вновь отправиться на Белый материк. Однако для миссии Бэрду необходим был транспорт, на котором он и его команда смогут без каких либо проблем передвигаться по Антарктиде. Ведь собачьи упряжки были единственным средством передвижения, доступным на том этапе исследования Антарктиды.
Томас Поултер, который ранее был заместителем командира антарктической экспедиции 1933-1935 годов, возглавляемой Бэрдом, предложил свою конструкцию транспортного средства, которое бы могло передвигаться по льдам шестого континента. Он узнал все о коварных ландшафтах континента и его опасных условиях, поэтому к его мнению прислушались.
В 1939 году началось строительство транспортного средства Antarctic Snow Cruiser, которое впоследствии должно было стать главным покорителем Антарктиды. Всего за 11 недель ученые и инженеры Иллинойсского технологического института создали автодом, который мог бы работать в суровых условиях южного полюса Земли.
На конструкции автодома настоял Томас Поултер. Ученые едва не погиб, оказавшись в ловушке в стационарном лагере недалеко от Южного полюса во время более ранней экспедиции. Поэтому он прекрасно понимал, что транспортное средство должно было стать не только домом, но и исследовательским центром для участников экспедиции.
Особенности транспортного средства Antarctic Snow Cruiser
На создание транспортного средства потребовалось всего 11 недель. Вполне вероятно, что именно короткие сроки, отсутствие тестирования и не в полной мере оцененная ситуация суровых условий Белого материка привели к тому, что Snow Cruiser не справился с той задачей которую пред ним ставили.
Созданный в Иллинойсском технологическом институте «Снежный крейсер» поражал своими габаритами. Транспортное средство было в длину 5 футов 9 дюймов или 17 метров. При этом его ширина составляла – 19 футов 11 дюймов или 6,06 метра.
Автомобиль имел запас хода в 5 тыс. 000 миль, что составляет чуть более 8 тыс. км. Максимальная скорость, которую способно было развивать транспортное средство – 48 км/ч. В движение «Снежный крейсер» приводился дизель-электрическим силовой установкой. Она состояла из двух дизельных двигателей Cummins H-6, мощностью по 150 лошадиных сил. Двигатели обеспечивали питание генераторам, которые в свою очередь давали энергию для моторов, расположенных в каждой ступице колеса.
На момент создания Antarctic Snow Cruiser, данный проект обошелся правительству США в 300 тысяч долларов. После пересчета на современные деньги с учетом инфляции это эквивалентно 5,4 млн долларов.
Для проведения экспедиции транспортное средство было оснащено 9,5 тонны дизельного топлива. Также «Снежный крейсер» перевозил 3 тыс. 785 литров топлива для самолета Beechcraft Staggerwing Scout. Его целью было ведение аэрофотосъемки ландшафта Антарктиды.
Экспедиция Snow Cruiser в Антарктиде
В начале 1940 года было доставлено в Маленькую Америку, исследовательскую базу, расположенную в Китовом заливе. Для спуска машины на твердую поверхность было принято решение использовать бревенчатую рампу. Однако при сходе машины на берег произошел несчастный случай, в результате которого «Снежный крейсер» едва не упал в воду.
Уже в самом начале экспедиции ее члены столкнулись с главной проблемой. Большие шины Snow Cruiser были полностью лишены рисунка протектора и не могли обеспечить достаточного трения для движения машины. Шины даже проваливались в снег при попытке двинуться вперед. Для решения данной проблемы было принято решение об использовании двух запасных покрышек. Они были установлены на переднюю ось. Для того чтобы устранить пробуксовку колес заднего моста, на них надели специальные цепи. Однако даже это не помогло обеспечить достаточную тягу.
Впоследствии члены экспедиции выяснили, что необходимое тяговое усилие достигается при движении машины задним ходом. В итоге огромное транспортное средство было вынуждено придвигаться исключительно задом.
Трагическая судьба машины Antarctic Snow Cruiser
Во время экспедиции ученые проводили измерения космического излучения, а также ставили различного рода эксперименты. Однако исследования Антарктиды длилось недолго. После начала Второй мировой войны акцент сместился с исследований на войну. Вскоре финансирование было отменено, и было принято решение оставить машину в Антарктиде, которая долгое время служила домом членам экспедиции.
После окончания Второй мировой войны, группа исследователей обнаружила машину Snow Cruiser в 1946 году. Транспортное средство простояло без движения 5 лет. По сообщениям исследователей, ему необходимо было техобслуживание и компрессор для того, чтобы накачать шины. В остальном «Снежный крейсер» выглядел вполне работоспособным.
Повторно устройство для покорения Антарктиды было обнаружено членами международной экспедиции в 1958 году. Машина была откопана и оставлена в том же месте, где она была найдена. Больше Снежный крейсер» никто не видел.
В 2005 году Тед Скамбос и Кларенс Новак опубликовали статью, в которой описывалось предположительное местоположение машины Antarctic Snow Cruiser. В материале двух исследователей подробно описывается вероятный район поиска, где может находиться брошенное транспортное средство. Эти данные основаны на исторических картах и океанографических данных.