Каким бы оптимистом ни был российский водитель, упоминание отечественного автопрома неизбежно вызывает у него скептическую гримасу. Корить его за это сложно, особенно когда видишь, что может сделать тот же самый Китай с точно такими же исходными данными. Пример тому – «китайский уазик» BAW 212. Строили его на основе ещё советских технологий, а получилось почему-то гораздо лучше.
Китайский УАЗ
В 1950-1960-е годы Советский Союз активно строил отношения с Китаем и делился всем, чем только мог, чтобы посодействовать развитию страны в самых разных областях. И автомобильная промышленность не была исключением. На тот момент Ульяновский автомобильный завод активно работал над созданием нового автомобиля повышенной проходимости, который должен был стать отличным транспортным средством для военных. К нему предъявлялись повышенные требования, поскольку машина должна была работать в очень жестких условиях. И вот тогда руководство решило поделиться наработками своих специалистов, чтобы сделать собственный вклад в становление китайского автопрома.
Подарок получился шикарный. Даже в не совсем оконченном виде будущий УАЗ-469 обладал неплохими возможностями, оставалось лишь решить некоторые технические проблемы и подготовить его серийное производство. Китайские специалисты из компании BAIC так и сделали. Они адаптировали конструкцию под имевшиеся условия эксплуатации, по возможности сделали локализацию деталей, исправили кое-какие технические ошибки и запустили в серийное производство под названием BJ212. Полностью рабочий внедорожник начали выпускать в 1965 году, а в 1966 году его продемонстрировали на площади Тяньаньмэнь, и он выполнял роль инспекторского автомобиля самого Мао Цзэдуна. Производство УАЗ-469 началось на целых семь лет позже из-за бесконечных согласований, бюрократии и затягивания процесса всеми возможными способами по непонятным никому причинам.
Интересно, что два первых прототипа BJ212 построили на базе ГАЗ-69, но по целому ряду причин их забраковали. После этого конструкторы BAIC полностью изменили подход к его созданию. От ГАЗ-69 оставили только коробку передач и прочную раму, рессорную подвеску позаимствовали у УАЗ-452, а двигатель – у 469-го, это был содранный под копирку мотор УМЗ-451. Над внешним видом долго не думали, кузов сделали на основе уже имевшихся чертежей УАЗ-469, откуда и взялось сходство между двумя внедорожниками. BJ212 в большом количестве закупили военные, для которых он, в принципе, и предназначался, да и на гражданском рынке он пользовался большим спросом.
За прошедшее время внедорожник BJ212 менялся мало, и лишь в 2020 году получил масштабное обновление. Ему облагородили внешний вид, удлинили колёсную базу и увеличили габаритную длину, модернизировали кузов и улучшили салон. Конечно, он так и остался суровой спартанской машиной, но стал удобнее и красивее. Теперь же, спустя почти 60 лет с начала серийного выпуска, производитель представил второе поколение «китайского УАЗика».
Особенности BAW 212
Как впоследствии заявил производитель BAW, ранее отделившийся от BAIC, на создание внедорожника ушло целых пять лет. При этом дизайнеры, несмотря на глобальные изменения и новые технологии, постарались сохранить узнаваемый стиль, поэтому в BAW 212 по-прежнему можно усмотреть родовое сходство с УАЗ-469. У него оквадраченный кузов и внешность чистокровного «проходимца», а в облике проскальзывают черты УАЗика. Тем не менее BAW 212 – это радикально изменённый старый внедорожник, а перечень модификаций столь большой, что впору говорить о совершенно новой модели.
При этом внедорожник получился не слишком большим, его габаритная длина и ширина составляют 4705 и 1895 миллиметров соответственно. С колёсной базой 2860 миллиметров он имеет довольно хорошую устойчивость, и на его поведение в условиях бездорожья не пожалуешься. Также от своего предка он сохранил внедорожные качества, с дорожным просветом 250 миллиметров и углами съезда и въезда 36 и 40 градусов он не сможет преодолеть только самое жесткое бездорожье.
Обновлённый BAW 212 оснащается силовой установкой, которой позавидует и старый УАЗик, и его преемник. Он оснащается бензиновым двигателем объёмом 2,4 литра, а его мощности в 252 лошадиные силы с крутящим моментом 320 Нм более чем хватает в большинстве жизненных ситуаций. К двигателю полагается полноприводная трансмиссия part-time и механическая 6-ступенчатая коробка передач. В плане подвески BAW 212 – чистокровный внедорожник, передняя и задняя подвески у него зависимые (неразрезные мосты), передняя на пружинах, а задняя на рессорах. Дополнительно имеется понижающая передача и передний с задним дифференциалы.
Большая часть элементов управления в салоне механические, что обязательно порадует тех, кто терпеть не может сенсоры, а предпочитает старую добрую классику. Салон у BAW 212 так и остался спартанским, но в него внесли много изменений, чтобы обеспечить определённую степень комфорта. Передняя панель полностью изменилась и стала более современной, перед водителем расположена цифровая приборка, а над центральным тоннелем разместили горизонтальный тачскрин медиасистемы. Для отделки использовались довольно качественные материалы, а в качестве декора – элементы из полированного металла. При этом сзади довольно много места, а сиденья более чем удобные.
«Китайцев» все ругают за всё подряд, впрочем, не без повода, но среди их огромного количество попадаются и по-настоящему надёжные экземпляры, в том числе и на российском рынке.