Что такое чип-тюнинг и как он применяется в автомобилях

Самые первые двигатели внутреннего сгорания были просты и понятны, но с появлением электронных систем всё сильно усложнилось. В современных автомобилях практически каждый процесс управляется при помощи электроники, даже в бюджетных моделях стоят электронные блоки управления. С одной стороны, это сделало жизнь автовладельцев сложнее, с другой же, открыло большие возможности по настройке и раскрытию потенциала машины.

Электронный блок управления

Прародителем электронного блока управления можно считать электрическую систему впрыска топлива Bosch D-Jetronic, разработанную во второй половине 1960-х годов. Она была целиком аналоговой и работала исключительно благодаря логическим построениям инженеров. Электронные системы появились гораздо позже, когда широко стали использоваться полупроводники. С этого момента двигатели перестали быть только механическими, всё перешло на цифровое управление.

Благодаря появлению ЭБУ (электронного блока управления) появилась возможность точно регулировать подачу топлива в двигатель. Выдаваемая им мощность во многом зависит от дозирования топлива и количественного состава топливно-воздушной смеси. При помощи электронного блока стали регулировать давление в топливном насосе, количество подаваемого в двигатель горючего и нагнетаемого воздуха. Весь процесс контролируется целым набором датчиков, определяющих температуру в двигателе и выхлопной системе, давление воздуха и топлива, состав выхлопных газов и многое другое. Регулировать работу силового агрегата в реальном времени может только программа. Это стало большим подспорьем для автовладельцев и одновременно – их головной болью.

Автомобиль и чип-тюнинг

Разработкой программного обеспечения для двигателя занимается непосредственно производитель. Программа составляется с учётом конструкции двигателя и его возможностей таким образом, чтобы добиться наиболее эффективной работы. Если бы этим всё ограничивалось, чип-тюнинг не пользовался бы такой популярностью. На самом деле настройка двигателя направлена не только на производительность. Во многом она зависит от экологических требований того или иного региона, коммерческой заинтересованности производителя, а также от конструктивных особенностей автомобиля. В результате же автовладельца далеко не всегда устраивает работа его машины.

Как и любую электронику, ЭБУ можно настраивать для достижения лучших результатов в работе двигателя. Идея чип-тюнинга состоит в изменении стоковых параметров, установленных производителем. Делается это по самым разным причинам.

Увеличение мощности двигателя. Это самая частая причина, по которой обращаются к этой процедуре. Двигатель работает в режиме, который производитель считает наиболее подходящим. Во время настройки инженеры принимают во внимание не только производительность, но и другие факторы, к примеру, механический износ: если задействовать двигатель на полную мощность, то он выйдет из строя ещё до окончания гарантийного периода. Поэтому мощность грамотно ограничивается для продления срока эксплуатации. Количество «дополнительной» мощности, извлекаемой из силовой установки, во многом зависит от автомобиля: разгону поддаются дизельные и бензиновые моторы с наддувом, с обычными двигателями прирост минимален.

Обход экологических требований. Замена сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора – страшный сон любого автовладельца. Без этой дорогой процедуры автоматика не позволит автомобилю вообще ездить, блокируя двигатель. Во время чип-тюнинга отключаются функции, контролирующие датчик кислорода и блокировку двигателя после поломки нейтрализатора. Зачастую производители ограничивают мощность двигателей, чтобы сократить выбросы в атмосферу, если такие требования имеются в регионе, для которого предназначена машина. В таком случае можно добиться большого прироста мощности.

Вносимые в конструкцию модификации. Нередко автовладельцы вынуждены менять недостаточно надёжные или малопроизводительные детали, например, турбину. То же самое делают, если собираются нарастить мощность силовой установки. Любая модификация при этом требует регулировки параметров работы двигателя, чтобы тот мог работать в оптимальном режиме и показать все свои возможности.

В любом случае, чип-тюнинг требует больших усилий от опытных специалистов. Силовая установка – сбалансированный агрегат, его неточная настройка может повлечь за собой серьёзные последствия, от дискомфорта во время езды до выхода из строя двигателя. Поэтому, если уж захотелось улучшить автомобиль и его «мозги», то на специалистах не экономят.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓