Железная дорога – самый популярный способ путешествовать на большие расстояния. Это не самый быстрый способ добраться до места назначения, но на поезде ехать комфортнее, чем на автомобиле, и однозначно дешевле, чем лететь самолётом. Вот только поездка в железнодорожном вагоне не всем и не всегда удобна, поэтому во многих странах появился ещё один вид транспорта – машина, способная ездить по рельсам.
Зачем нужна машина на рельсах
Вероятно, причину появления «локомобиля» уже не удастся выяснить, это было очень давно, и история не сохранила точных сведений о решающем мотиве создания столь необычного вида транспорта. Хотя поводов было немало и все они довольно значимые. Например, самая яркая иллюстрация одного из них – это «автобус» Michelin, стоящий на железнодорожных катках. Их выпускали в 1930-х одах и в достаточно большом количестве.
Они появились с развитием железнодорожного сообщения, когда рельсы прокладывали с гораздо большей скоростью, чем строили поезда. Последних не хватало, а желающих покататься было много. Рельсовый автобус стал отличным выходом из положения. Его модифицировали специально для железной дороги с учётом всех норм и правил, существующих на тот момент. В них использовался самый простой, как тогда казалось, способ поставить обычную машину на рельсы – заменить колёса железнодорожными катками.
В дальнейшем по этой же схеме собирали и легковые автомобили, причём таких энтузиастов-сборщиков хватало во многих странах. Свою роль здесь сыграла ещё одна причина, побудившая к созданию «локомобилей», а именно обслуживание инфраструктуры железной дороги. Она требовала выполнения ремонтно-диагностических работ, а до места их проведения специалисты могли добраться только таким способом.
Правда, такая конструкция была очень далека от оптимальной. Переоборудованную машину невозможно было использовать за пределами ж/д путей, передвигаться по обычным дорогам она уже не могла. Да и комфорт во время езды оставлял желать лучшего: поскольку изначально машина не предназначалась для такой эксплуатации, амортизировать характерные толчки во время езды так и не удалось.
В итоге отказались от подобной конструкции, но не от идеи в целом. Кто-то додумался использовать обычные автомобильные колёса в сочетании с катками. Так родилась конструкция, получившая название «транспортное средство с комбинированным ходом». Она используется даже сегодня, хоть ей и не придумали более короткого названия. Чаще всего такие машины называют «локомобилями», хоть это и принципиально неправильно.
Исторические машины России
В России подобным транспортом активно пользовались ещё в начале XX века. Юлий Александрович Меллер, основатель завода «Дукс», славился своим интересом ко всему необычному, что только есть в технике, и даже предложил в своё время несколько инновационных решений. Именно ему в 1903 году достался заказ на партию машин, способных ездить и по обычным дорогам, и по рельсам.
За основу он взял машины Panhard et Levassor и Benz, создав несколько видов автомобилей со смешанным ходом. Детальной информации о них не сохранилось, поскольку после революции 1917 года изобретатель затерялся где-то во Франции, а в России о нём практически забыли.
Ещё один интересный экземпляр, бронедрезина Benz, был создан в 1912 году. Причём разрабатывали её не ради научных изысканий или технического любопытства, её создавали для дела. Как только в России поняли всю стратегическую ценность развития железной дороги, эта отрасль тут же вышла на первое место в развитии государства. В 1907 году, с началом строительства Амурской железной дороги, возникли серьёзные проблемы с местными бандами, нападавшими на составы и самих строителей. Вот тогда правительство и заказало в немецкой компании Benz (будущая Mercedes-Benz) бронированный локомобиль.
В основу его лёг четырёхцилиндровый карбюраторный мотор мощностью от 35 до 40 лошадиных сил. Дрезина весом 1,92 тонны имела 5-миллиметровое бронирование и оснащалась тремя пулемётами «Максим» калибра 7,62 миллиметра. Со своей задачей машина вполне справлялась, её даже собирались использовать в ходе Первой мировой войны, но до места назначения она не доехала, она попросту где-то пропала.
Наши дни
Идея, пришедшая кому-то в голову более ста лет назад, оказалась на удивление живучей. Она успешно пережила век, обзавелась совершенно новыми чертами и теперь успешно используется для создания спецтехники. Железнодорожная система сообщения приобрела громадные масштабы, поэтому как никогда ранее нуждается в постоянном обслуживании и ремонте, чем и занимаются современные «локомобили». Также работы им добавили многочисленные предприятия, имеющие собственные технологические железные дороги. Поэтому теперь «локомобили» используются, в том числе и в качестве тягачей.
Производством машин с комбинированным ходом занимаются много предприятий, как отечественных, так и зарубежных. В качестве основы используются внедорожники, пикапы, грузовики и прочая техника. После целого ряда модификаций железнодорожные катки в них выполняют роль опоры, чтобы автомобиль не «сошёл с рельс», едет он при помощи собственных штатных колёс. В любой момент опорная часть может быть убрана и машина сможет двигаться по обычной дороге.
Не все железные дороги находятся в состоянии, годном для поездок. Одна из них вообще была признана худшей дорогой во всём мире.