Постоянное изучение вооружения средств фактического или наиболее вероятного противника, является одним из важнейших пунктов обеспечения безопасности государства. Занимаются этим разведки всех самостоятельных стран, которым есть дело до своего суверенитета и завтрашнего дня. Само собой, Соединенные Штаты Америки в этом отношении не являются каким-либо исключением, а на сегодняшний день, можно сказать, даже задают некоторый тренд. Так, например, в 1990-е годы в США было произведено скрытие и изучение советского (а позднее российского) танка Т-72Б. Больше всего заморских коллег по опасному международному бизнесу интересовало вооружение и бронирование.
Стоит напомнить о том, что танк Т-72 был создан в 1973 году. Модификация машины «Б» появилась в 1985 году и используется до сих пор, как в России, так и в ряде других стран (преимущественно тех, что ранее входили в состав СССР или в социалистический блок). Советские танки активно шли на экспорт, а также производились по лицензии в ряде других государств, например в Индии и Чехии. На момент создания Т-72 был современной машиной, отвечающей всем требованиям тогдашней войны. Таковым танк Т-72Б является и сегодня, так как его начинка и оснащение регулярно модернизируется. Отечественный основной средний танк является вполне достойным конкурентом американскому «Абрамсу».
Резали и разбирали советский танк Т-72Б на американском Абердинском полигоне, который находится в штате Мэриленд. Место весьма примечательно, так как через этот танковый полигон за годы Второй мировой войны и последовавшей за ней холодной войны, прошла не одна советская машина.
Когда-то американцы тестировали и изучали там знаменитые КВ и Т-34. Бывали там и машины других стран, в том числе Германии и Франции. Наверняка, многим будет интересно, как советский танк мог попасть в США? Ничего удивительного в этом на самом деле нет. Танки активно шли на экспорт, а в «лихие 90-е» раздобыть советский арсенал вообще не составляло труда.
Если с орудием американцам все было более-менее понятно, то вот бронирование машины вызывало у них уйму вопросов. Американцев очень сильно смущала форма башни, которая по мнению их инженеров должна была быть крайне уязвима для кумулятивных снарядов. Впрочем, за дураков советских инженеров американские коллеги не держали, а от того интерес к необычным «щекам» только сильнее рос. Стали резать.
Разрезав верхнее бронирование, американцы увидели спрятанные внутри отражающие листы. Достав их из конструкции башни, инженеры были не удивлены, а по-настоящему ошарашены. Оказалось, что в 1985 году советские Т-72Б получили не просто композитную броню, а защиту (фактически) следующего уровня, более продуманную и совершенную. Такие листы значительно увеличивали выживаемость танка и его экипажа. Офицер танковых войск Джеймс Уорфорд, принимавший участие в исследовании, в 2002 году заявлял журналу «Military Ordnance» о том, что в 1980-е годы «советы» смогли придумать броню для танков, которая ничем не уступает американской броне, созданной на десять лет позже. Более того, по ряду параметров советская разработка композитную танковую броню США.
Каждая полость башни советского танка содержала 20 комбинированных бронеплит, которые устанавливались с воздушной прослойкой в 22 мм. Каждая плита состояла из 21 мм металла, 6 мм резины и еще одной металлической пластины в 3 мм. Джеймс Уорфорд также подчеркнул, что до вскрытия башни Т-72Б, американское командование ошибочно полагало, что все советские танки семейства Т-72 имеют одинаковое бронирование. И вот оказалось, что это далеко не так.
Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читайте о том, почему российские танки Т-90 ездят на двигателях 80-летней давности без замены по сей день.